15 февраля — Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Велича́ем тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́,/ Е́юже по зако́ну ны́не// прине́слся еси́ в храм Госпо́день.

Велича́ем тя,/ Живода́вче Христе́,/ и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́,/ Е́юже по зако́ну ны́не// прине́слся еси́ в храм Госпо́день.


Сретение Господне — один из древнейших христианских праздников. В этот день Церковь вспоминает о встрече Богомладенца Иисуса с праведным Симеоном и пророчицей Анной в Иерусалимском храме.
История праздника.
По прошествии сорока дней после рождества Иисуса Христа, и по исполнении дней законного очищения, Пречистая Дева, вместе со святым Иосифом, пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа для исполнения закона Моисеева. По сему закону нужно было, во-первых, по рождении очиститься чрез принесение Богу подобающей жертвы и чрез иерейскую молитву, – и, во-вторых, нужно было поставить пред Господом первородного младенца и сделать выкуп за него установленною ценою.
О посвящении Богу первенцев мужеского пола в законе говорится: «Освяти Мне каждого первенца (мужеского полу) перворожденного, разверзающего ложесна». И в другой раз: «Отдавай Мне первенца из сынов твоих». Это требовалось за то великое благодеяние Божие в Египте, когда Господь, избивая Египетских первенцев, пощадил Израильских. Поэтому израильтяне приносили своих перворожденных младенцев в храм, посвящая их Богу, как должную дань, установленную законом. И опять выкупали их у Бога себе установленною ценою, которая называлась «выкупным серебром», и отдавалась служащим при храме Господнем левитам. Исполняя сей закон Господень, Матерь Божия пришла в храм очиститься, хотя и не требовала очищения, как нескверная, неблазная, нетленная, пречистая. Ибо Та, Которая зачала без мужа и похоти, и родила без болезни и нарушения Своей девической чистоты, не имела скверны, свойственной женам, родящим по естественному закону. Христос родился от Нее, как плод от древа; и как древо, по рождении своего плода, не повреждается и не оскверняется, так и Дева, по рождении Христа, плода благословенного, осталась неповрежденною и неоскверненною. Не повредил девства Матери Своей и Солнце Правды – Христос, не осквернил обычными для женщин кровотечениями, но, пройдя сверхъестественно, еще более усугубил ее чистоту, освятив ее своим происхождением, и просветив Божественным светом благодати. Совершенно не нужно было никакого очищения для Родившей без истления Бога-Слова. Но дабы не нарушить закон, а исполнить его, пришла очиститься всесовершенно чистая и не имущая никакого порока. Вместе с тем исполненная смирения, Она не гордилась Своею нетленною чистотою, но пришла, как бы нечистая, встать вместе с нечистыми женами пред дверьми храма Господня, – и требовать очищения, не гнушаясь нечистыми и грешными. Принесла и жертву, но не как богатые, приносившие непорочного однолетнего агнца, а как бедные, приносившие двух горлиц, или двух птенцов голубиных, во всём проявляя смирение и любовь к нищете, и избегая гордыни богатых. Купив упомянутых двух птиц, Она принесла их, по закону, для жертвы, а вместе с ними принесла и Своего первородного Младенца.
Держа на руках Своего Новорожденного, Святая Дева Мария преклонила колена пред Господом и с глубоким благоговением, как драгоценный дар, возносила и предавала Младенца Богу.
Произнеся слова благодарности Богу, Она отдала Свое драгоценное Чадо в руки архиерею, как бы отдавая Его Самому Богу. После чего Она выкупила Его, установленною ценою, – пятью священными сиклями, число которых предзнаменовало пять священных язв на теле Христа, принятых Им на кресте, которыми весь мир был искуплен от клятвы законной и от работы вражией[3].
В то самое время, когда Матерь Божия принесла младенца Иисуса для исполнения над Ним предписанного законом обычая, в храм пришел, руководимый Духом Святым, старец Симеон. Симеон, посмотрев на Пречистую Деву и на Младенца, бывшего на Ее руках, увидел благодать Божию, окружающую Матерь с Младенцем, осознал, что младенец есть ожидаемый Мессия, поспешно подошёл и, приняв Его с неизреченною радостию и благоговейным страхом, воздавал Богу великое благодарение. Он, убеленный сединами воспел пророческую песнь: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром».
Иосиф и Пречистая Дева, слыша всё сказанное Симеоном о Младенце, удивлялись; притом они видели, что Симеон говорит к Младенцу, не как к младенцу, но как к «Ветхому днями», и молясь обращается к Нему не как к человеку, а как к Богу, имеющему власть жизни и смерти и могущему тотчас отпустить старца к иной жизни, или удержать в настоящей. Симеон обратился с благословением и к ним, восхваляя и величая пренепорочную Матерь, родившую в мир Бога и человека, и ублажая отца святого Иосифа, сподобившегося быть служителем такому таинству.
Встреча Симеона с Богомладенцем Иисусом.
Симеон был одним из переводчиков Священного Писания на греческий язык. По преданию, когда он переводил книгу пророка Исаии, то засомневался в фразе «се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Подумав, что это ошибка, он был готов перевести слово «дева» как «молодая женщина», но был остановлен Ангелом. Последний пообещал Симеону, что он не умрет, пока лично не увидит исполнение этого пророчества. После этого Симеон ждал исполнения обетования Божьего всю свою жизнь, до глубокой старости, и стал олицетворением веры и терпения.
Праздник Сретения говорит, что настоящая встреча с Богом требует времени и готовности ждать.
Встреча пророчицы Анны Богомладенцем Иисусом.
На момент встречи со Христом в Иерусалимском храме пророчице Анне было 84 года. У Анны был супруг, но через 7 лет после замужества она овдовела и после этого уже не вступала в брак. Евангелист Лука пишет, что она «не отходила от храма, постом и молитвой служила Богу». Анна названа в Евангелии пророчицей, то есть человеком, через которого Бог возвещал людям Свою волю.
Фигура Анны свидетельствует, что подлинная встреча с Богом возможна только через непрестанную молитву, внимательное отношение к собственной жизни, готовность служить Богу теми талантами, которыми Он нас одарил. Вся жизнь пророчицы Анны — пример того, что все перечисленные навыки не только приближают нас к Богу, но и делают нас способными узнать Его, когда Он приходит. Симеон и Анна были открыты Богу. Они узнали в Младенце того, Кого ждали всю жизнь.
Сретение напоминает нам: чтобы встретить Бога, нужно очистить душу.