Как город не стоит без праведника, так и мир Божий сберегается до положенного ему предела времен непрерывно творимой монашеской молитвой. Пока горят на земле светом монашеского подвига свечи монастырей православных, отгоняя от людских сердец мрак неверия, греха и отчаяния; остается живой спасительная надежда, дающая каждому человеку силы совершать свой жизненный путь: творить добро, растить детей, добывать хлеб насущный, радоваться свету солнечному, благодарно ощущать жизнь во всей ее полноте как бесценный дар Божий… Испокон века на Руси каждый монастырь являл собой светильник духовный, средоточие молитвенного единения земного и небесного, далекого и близкого, поколений людских — ушедших в вечность, несущих крест земного бытия и грядущих им на смену…
Ачаирский женский монастырь очень молод, его жизнь совершает всего лишь второе свое десятилетие, но он уже стал благословенной святыней не только Омского Прииртышья, но и всего сибирского края. Расположен он на 49 км к югу от Омска, по Черлакскому тракту, возле поселка Речной Омского района.
Основателем монастыря является митрополит Омский и Таврический Феодосий (Процюк).
Создание обители увековечило собой два события: с одной стороны, монастырь явился преемником существовавшей до революции на месте совхоза « Ачаирского» Богородице-Михаило-Архангельской женской обители (1905-1922), а с другой — молитвенным памятником всем убиенным и замученным в годы сталинского террора.
История священной преемственности благословения Божия земле Ачаирской восходит к 1905 году. Это момент пребывания в Омске Святого Праведного Иоанна Кронштадтского с 8 на 9 сентября, когда он освятил место под строительство храма рядом с территорией Богородице-Михаило-Архангельской женской общины , образованной незадолго у казачьего поселка Ачаир.
В 1912 году община была преобразована в Богородице-Михаило-Архангельский женский общежительный монастырь, которым управляла игумения Ксения. В строительстве монастыря принимало участие местное казачество. Поступали средства из фонда императора Александра III и фонда по строительству Транссибирской магистрали. Насельницами обители в то время были 25 белиц-послушниц, которые занимались рукоделием и хлебопашеством..
Во время гражданской войны монастырь свято следовал заповеди милосердного сострадания ближнему, превратившись в место ухода за тяжелоранеными и холерными больными.
В начале 1920-х годов обитель постигла общая для Русской Церкви печальная участь: монастырь закрыли, имущество конфисковали, монахинь просто выставили за ворота.
С 1937 по 1953 год на Ачаирской земле находилась колония для заключенных, числящаяся в реестре лагерей сталинского ГУЛАГа под номером восемь. Колония имела сельскохозяйственный и гончарный профили. Численность заключенных ежегодно достигала 800-900 человек. В колонии не расстреливали, люди погибали там от невыносимых условий жизни: скудное питание, почти не отапливаемые бараки в одну доску, продувавшиеся холодным ветром, плохо защищавшие от снега и дождя, тонкие байковые одеяла на 40-градусном сибирском морозе. Сидели люди разные: правые и виноватые, политические и уголовники, старые и молодые, «по убеждению» и «по ошибке» среди них было немало и духовенства…
В 1991 году настоятель Ачаирской Никольской церкви отец Александр Горбунов показал Высокопреосвященнейшему Феодосию, митрополиту Омскому и Тарскому, и место бывшего монастыря, и останки колонии, и известные захоронения ее безымянных узников. Потрясенный страшной страницей истории омского края, владыка попросил у Виталия Дмитриевича Мещерякова, возглавлявшего зверосовхоз «Речной», выросший на месте колонии, символических 2 метра земли для установки креста в память всех умерших без покаяния и молитвы. В ответ на просьбу Виталий Дмитриевич, отец которого в свое время тоже был узником «восьмерки», выделил епархии 38 гектаров земли для строительства монастыря…
Датой возрождения монастыря считается 26 октября 1992 года , когда в пос. Речном была отслужена Божественная литургия архиерейским чином , а на кладбище колонии был установлен Поклонный крест, ознаменовавший начало сооружения женского монастыря во имя Честного Креста Господня.
Так началась новая история святой обители на земле, которую век назад на все оставшиеся времена освятил святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Сегодня, глядя на восхищающие взор плоды трудов человеческих, воплощенных в Ачаирском монастырском ансамбле, почти невозможно представить, в какой смиренной простоте и человеческой немощи начинало совершаться благословенное строительство во Славу Божию и в память вечную.
Через познание прошлого раскрывается пред нами промысел Божий о нас сегодняшних. Стараниями работников архива Омской области, Омской областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, исследователей Натальи Лебедевой, Александра Лосунова история монастыря постепенно высвечивается из небытия, выходит на свет из глубин забвения. Ранее неизвестные имена создателей и благотворителей, первых насельниц Богородице-Михаило-Архангельской обители, трагические страницы времен гражданской войны и советской власти, жизнь колонии № 8 становятся известны нам.
Дорогие посетители сайта, в разделе «История» Вы можете познакомится с первоисточниками – архивными документами и фотографиями, рисунками и чертежами, обнаруженными в государственных и личных архивах и библиотеках. Исторические документы, пожелтевшие снимки столетней давности, автографы людей, живших когда-то – все это оставляет неизгладимый след в душе. Для более основательного изучения мы помещаем уже опубликованные исследовательские статьи, заметки из газет и журналов. Везде указаны ссылки на места хранения или публикаций. Этапы сложного пути, который за сто лет преодолела обитель, мы условно разделили на четыре периода:
- «Под покровом Богородицы и предстательством Архистратига Михаила» (события создания и первых лет жизни обители)
- «Ввиду обнаруженной контрреволюционности…» (период революции и Гражданской войны, первых лет советской власти)
- «В годину испытаний и скорбей» (период существования колонии ГУЛАГ №8)
- «Там, где душа обращается к Небу» (период возрождение монастыря).
В каждом из периодов материалы размещены по трем группам: исследования, изобразительные источники, архивные документы.
Но сколько еще неизвестных фактов и имен хранят полки архивов и библиотек. Все разделы будут постепенно пополняться в зависимости от обнаружения новых источников.
«Всякое даяние благо и всяк дар совершен свыше есть». Мы благодарим за предоставленные материалы директора О.Д. Пугачеву и сотрудников Исторического архива Омской области, директора А.В. Ремизова и работников Омской областной научной библиотеки имени А.С. Пушкина, историка-краеведа А.М. Лосунова. Надеемся на дальнейшее сотрудничество во Славу Божию.