10 февраля — память прп. Ефрема Сирина

Господи, даруй ми зрети моя прегрешения!

Господи, даруй ми зрети моя прегрешения!


Преподобный Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале IV века в городе Низибии (Месопотамии) в христианской семье бедных земледельцев.
Родители воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым, раздражительным характером, он в юности часто ссорился c ближними, совершал необдуманные поступки, даже сомневался в Промысле Божием. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в темницу. В ней он услышал во сне голос, призывавший его к покаянию и исправлению жизни. Он был оправдан и освобожден.
В Ефреме пробудилось глубокое покаяние. Юноша удалился в окрестные горы и стал отшельником. Преподобный Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность Промыслу Божию, дающую силу безропотно переносить различные искушения. Святитель Иаков поручал прп. Ефрему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.). В 363 году преподобный Ефрем покинул пустыню и поселился в монастыре близ города Едессы (ныне территория Греции).
Преподобный Ефрем сочетал с подвижническими трудами непрестанное изучение Слова Божия, почерпая в нем для своей души умиление и мудрость. Господь дал ему дар учительства, к нему начали приходить люди, ждавшие услышать его наставления, которые особенно действовали на души потому, что он начинал их с обличений себя. Преподобный и устно, и письменно учил всех покаянию, вере и благочестию, обличал арианскую ересь, волновавшую тогда христианское общество. Язычники, слушая проповеди преподобного, обращались в христианство.
Немало потрудился он в истолковании Священного Писания – объяснении Пятикнижия Моисея. Им написано много молитв и песнопений, обогативших церковное Богослужение. Известны молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божию, Пресвятой Богородице. Он написал для своей Церкви песнопения на дни двунадесятых Господних праздников (Рождество Христово, Крещение), Воскресение, погребальные песнопения. Его покаянная молитва «Господи и Владыко живота моего…» читается Великим постом и призывает христиан к духовному обновлению. По Уставу Церкви некоторые поучения прп. Ефрема положено читать в дни поста.
В многочисленных творениях преподобного встречаются цельные картины жизни сирийских подвижников, главное место в которой занимала молитва и затем труд на общую братскую пользу, послушания.
Человек, очистивший себя и стяжавший благодать Духа Святого еще здесь, на земле, предвкушает Царство Небесное. Стяжать жизнь вечную, по учению преподобного Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит обрести «небесное» духовное состояние. Вечная жизнь не даруется человеку односторонним произволением Божиим, но, как зерно, постепенно произрастает в нем чрез подвиг, труды и борения.
Залог обожения в нас – Крещение Христово, главный двигатель жизни христианской – покаяние. Преподобный Ефрем Сирин был великий учитель покаяния. Прощение грехов в таинстве Покаяния, по его учению, это не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их. Слезы покаяния смывают и сжигают грех.
Свою мирскую жизнь преподобный Ефрем закончил в пещере под Едессой, удалившись от мира и оставшись в ней до конца своей жизни.
Мощи преподобного Ефрема Сирина
Частица святых мощей преподобного Ефрема Сирина доступна для поклонения в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре, в Санкт-Петербурге; в Троицком соборе Данилова монастыря, в Москве; в греческих монастырях – Великая Лавра, Дионисиат, а также в Лавре Саввы Освященного.
О чем молятся преподобному Ефрему Сирину
В Великий пост мы читаем покаянную молитву Ефрема Сирина, в которой просим Господа помочь нам справиться с нашими грехами, побороть уныние и праздность, которые уводят нас от Царства Небесного. Великопостная молитва выражает нашу готовность ступить на трудный путь покаяния, осознать наши слабости и просить Бога даровать силы их победить. Ведь сам человек уже поражен грехом и не способен на это.
В унынии человек находится во власти дьявола. Ему кажется, что он никогда не победит грех, не станет достоин Господа, от этого появляется праздность, нежелание что-либо менять. Или, напротив, праздность порождает уныние. Один грех тянет за собой другой. Празднословие, мысли о тьме и бессмысленности существования… Великопостная молитва — это обращение к Богу с просьбой о помощи. Ко Христу, который «смертью смерть попрал». Бог не ограничен в возможностях нашего спасения, и мы просим Его придти на помощь там, где человек далеко не всесилен.
После каждого прошения в великопостной молитве принято класть земной поклон. Не только душой, но и телом мы выражаем покаяние и искреннее желание победить грех. Земной поклон во время великопостной молитвы — свидетельство глубокой преданности Небесному Отцу и вера в то, что Он ответит на наши молитвы. Так было сказано в Евангелии: «Просите – и получите, ищите – и найдете, стучите – и вам откроют»