«Варвару святую песньми почтим…» — таким словами Православная Церковь призывает нас в воскресный день 17 декабря обратиться в молитвах ко святой великомученице Варваре, чью память мы сегодня почитаем.
Далекий 4 век, когда жила святая великомученица, далекий город Илиополь (территория современной Сирии), но такая близкая по духу каждому православному человеку дева-мученица!
Варвара была дочерью знатного чиновника Диоскора и с детства была лишена материнской заботы. Но отец-язычник старался окружить дочь только самым лучшим — великолепный дворец, прекрасный сад, подруги — девушки из лучших семейств города и страны. Но душа Варвары с детства стремилась познать Высшую красоту. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь. Не смотря на уговоры отца принять приглашения кого-нибудь из лучших женихов страны, Варвара обещала свою жизнь посвятить Только Одному Жениху, и быть верной Ему до смерти.
Родной отец был готов отдать дочь на суд императора, только бы заставить её отречься от Христа.
Непреклонная вера, терпение, готовность пожертвовать собой — видя эти подвиги, Сам Господь поддерживал Варвару и в темнице, и во время страданий. Сам же Господь и вручил деве мученический венец!
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.
Одна из немногих святых Варвара на иконах изображается с Потиром (Чаша для Причащения) в руках, и уж точно единственная из святых жен. Таким образом Православная Церковь подчеркивает ту важность Святого Причащения, о которой говорила святая перед своими страданиями и смертью.