БЛАГОВЕЩЕНИЕ

7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы

«Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с Тобою! Благословена Ты в женах…»

Слова этой молитвы хорошо знакомы каждому православному христианину. А появление этой молитвы связано с праздником, который ежегодно отмечается 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы.
События этого Праздника относят нас к тем временам, когда Богородица еще не была Богородицей, а была простой Девой – Девушкой, каких было много в Израиле.
Перенесемся же и мы в Иерусалим двухтысячелетней давности.
Несколько лет назад чудесным образом в семье бесплодных, но благочестивых и знатных Иоакима и Анны родилась дочь. Само Её рождение было чудом! Родители обещали посвятить Дочь Господу, отдав на воспитание в Храм Иерусалимский. «Поношение бесчадства» с них было снято, и настало время исполнить обещанное. Чудом стало и Вхождение Девы Марии – трехлетней девочки – в Святая Святых храма.
Прошло несколько лет. Как провела их Мария?
Девочек в храме обучали рукоделию, ведению хозяйства, готовили к жизни в семье. И, безусловно, учили Закону и Писаниям! Из Священного Предания мы знаем, что Мария преуспевала во всех своих трудах. Пророчества, как и Священную историю, Мария знала очень хорошо.
И вот однажды, во время молитвы перед Нею предстал Архангел Гавриил. На тот момент Мария уже знала, что обручена Иосифу – т.е. идет подготовка к тому, чтобы Ей перейти в семью. Некоторое время назад (почти полгода) также Архангел Гавриил явился священнику Захарии во время его служения в Храме. На Захарии Архангел представился (Лк 1:19), а Марии — нет! Смеем предположить, что в этом не было нужды – они были знакомы. Представим себе юную Деву, Которая смущена не самим явлением Архангела, а его словами: «Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк 1:29). Что это были за слова? «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Благословена Ты между женами» (Лк 1:28). Во всей истории мира никто ни до, ни после Марии не удостаивался такого приветствия! Святые отцы учат нас, что в этот момент проклятие Евы было снято с Марии: «радуйся» – вместо мук рождения детей, «благодатная» – вместо изгнания из Райского сада.
Но каким образом исполнится сказанное Архангелом? Мария недоумевает не потому, что не верит ему, а потому, что, рассуждая и вспоминая всю Священную историю, не находит подобных примеров: «Ка́к будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34). Еще раз вспомним образ Её рождения, образ рождения Иоанна Крестителя, да и некоторых других праведников Ветхого Завета. Чудеса совершались только в рамках человеческого естества: да, родители престарелые, но образ рождения вполне человеческий и понятный! А как можно родить, не имея мужа? Только представим себе чистоту и непорочность Девы Марии! Подробно описывает Архангел образ непорочного Рождества: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). А чтобы не сомневалась в сказанном, Архангел сообщает Марии радостную весть и о том, что родственница Её бесплодная Елизавета также ожидает ребенка. Для Господа нет большой разницы в чудесах: в чуде Елизаветиного рождества побеждены временные особенности естества, в чуде Рождества Марии – естество побеждено целиком.
Без лишний расспросов, лишних рассуждений выражает Мария готовность служения Господу: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). Хотелось бы и нам с такой же готовностью отзываться на призыв Господа!
Представим же себе насколько была чиста, непорочна, рассудительна юная Дева Мария, что именно из Её кровей Господь соткал Себе Плоть. По чистоте Своей Она приблизилась ко Господу настолько, что стала Его Матерью. На иконах в руках Девы Марии в момент Благовещения изображают веретено с красной нитью. Таким образом иконописцы изображают мысль о том, что именно из Её плоти соткалась плоть Христа.
Представим себе всё это, и воскликнем: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!».