Дни памяти: 9 февраля (Новомуч.), 26 февраля, 16 июля (обретение мощей).
Тропарь, глас 4
И нравом причастник, / и престолом наместник Апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Сильвестре, / моли Христа Бога // спастися душам нашим.
Величание
Величаем тя, / святый новомучениче Сильвестре,/ и чтим честная страдания твоя, // яже за Христа претерпел еси.
Священномученик Сильвестр, архиепископ Омский и Павлодарский (в миру Ольшевский Иустин Львович), родился 31 мая 1860 года в селе Косовно Сквирского уезда Киевской губернии, в семье причётника.
Когда пришло время, родители определили Иустина в Киевскую Духовную семинарию, где он обратил на себя внимание начальства прилежанием к богословским наукам, добрым нравом, молитвенной настроенностью души.
Юношу рекомендовали в чтецы к знаменитому богослову-догматисту, профессору академии архимандриту Сильвестру (Малеванскому), впоследствии епископу Каневскому, викарию Киевской епархии и ректору Духовной академии. Вследствие того, что архимандрит Сильвестр имел слабое зрение, в обязанности чтеца входило чтение ему вслух сочинений богословского характера. Иустин был в это время, как он сам как-то выразился, «очами и пером» ученого-богослова и монаха-подвижника. При ближайшей технической помощи Иустина Ольшевского архимандритом Сильвестром были написаны первые два тома из пятитомного труда «Догматическое богословие».
В 1883 году окончил Киевскую Духовную Семинарию, а в 1887 — Киевскую Духовную Академию. 7 марта 1889 года Иустин Львович был назначен миссионером Киевской епархии и утвержден учителем церковно-приходской школы Киевского Свято-Владимирского братства. Для того времени назначение епархиальным миссионером лица светского звания было большой редкостью, встречались лишь единичные случаи, подобно миссионерскому служению Константина Голубева в Саратовской епархии, и это требовало от миссионера выдающихся качеств. В результате практической деятельности Иустина Ольшевского на поприще просвещения сектантов и обличения их лжеучений появился его труд под заглавием «Обличение штунды в библейских текстах». Этот труд многократно переиздавался и явился ценнейшим пособием для миссионеров и пастырей.
С 1889 года состоит в должности епархиального Киевского миссионера, а с 1890 года он Полтавский епархиальный миссионер, преподаёт в Семинарии.
Миссионерской деятельности он посвятил более 20 лет жизни. Из публичной речи: «… среди нас находятся люди, которые без сожаления, со злорадством меняют полученную от предков святую православную веру на веру, чуждую нам, выдуманную немцами недавно, известную под именем …баптизма… Эти люди проматывают полученное от предков дорогое наследство – святую веру, проматывают на пользу, на радость, на потеху нашим внешним и внутренним врагам… Что может быть печальнее этого?»
В 31 год рукоположен в пресвитеры по предложению епископа Полтавского Иллариона. Иустин Львович согласился с предложением преосвященного с условием, что ему будет разрешено посвящение в сущем состоянии, то есть неженатым. В 1892 году принимает священный сан, не вступая в брак (целибат).
12 мая 1902 года определением Святейшего Синода священник Иустин Ольшевский был награжден саном протоиерея.
Архиепископ Полтавский Назарий (Кириллов) призвал протоиерея Иустина Ольшевского принять иночество с ходатайством о назначении к себе викарным епископом. 10 декабря 1910 года Святейший Синод распорядился назначить протоиерея Иустина Ольшевского епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии, с пострижением в монашество. 23 декабря 1910 года архиепископ Назарий постриг протоиерея Иустина в мантию с наречением ему имени в память преподобного Сильвестра Печерского. 25 декабря, в праздник Рождества Христова, иеромонах Сильвестр был возведен в сан архимандрита.
В субботу 15 января 1911 года в Санкт-Петербурге в зале заседаний Святейшего Синода произошло наречение архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Чин наречения совершали митрополиты: Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий); архиепископы: Ярославский Тихон (Белавин) и Ставропольский Агафодор (Преображенский); епископы: Минский Михаил (Темнорусов), Тульский Парфений (Левицкий) и Самарский Константин (Булычев).
По наречении его во епископа архимандрит Сильвестр произнес слово, которое произвело на присутствующих огромное впечатление как по тому, с каким чувством оно было произнесено, так и из-за его содержания, оказавшегося пророческим относительно его собственной будущей участи.
Архимандрит Сильвестр сказал: «Когда впервые надели на меня священнослужительские одежды, я со всей силой почувствовал значение сих евангельских слов: егда бе юн, поясашеся сам, и хождаше, аможе хотяше: егда же состареешися, и воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши (Ин.21,18).
Когда я был более юн, действительно, поясался сам и ходил, аможе хотел, путями собственными, неуготованными. Ныне наступает время, дабы Ин поясал меня и вел. С двух сторон нас ведут и влекут. По слову Апостола, плоть желает противного духу, а дух—противного плоти (Гал.5,17).
О, как сильно ныне влечение плоти и мира, вооруженных совершенным состоянием наук, искусств и всякой техники! Мир тянет на свою сторону всеми средствами, до телесного насилия включительно, — и отторгает наследие Божие. Мирская зараза проникает ныне в богословскую науку и в клир. Ныне более чем когда-нибудь христианская Церковь подобна кораблю, обуреваемому великим волнением житейского моря. Для верных наступают времена исповедничества. Вот с какой стороны теперь ин пояшет и ведет, аможе не хощеши. Трудно и страшно ныне архипастырствование».
На следующий день, в воскресенье 16 января, в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Сильвестра во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. По окончании литургии, вручая жезл новопоставленному архиерею, митрополит Московский Владимир обратился к нему со словом, призвав его к стойкости и любви к правде в настоящее трудное время.
В 1914 году становится епископом Челябинским, викарием Оренбургской епархии. Служа в Оренбургской епархии, владыка все силы отдавал пастве, большую часть времени проводя в поездках по церквям Челябинского уезда, стараясь наладить жизнь приходов.Указ Святейшего Синода от 4 июня 1915 года о назначении преосвященного Сильвестра епископом Омским и Павлодарским застал его в пути и стал ему известен только спустя неделю. Через день епископ выехал в Петроград, чтобы здесь познакомиться с положением дел в той епархии, где ему предстояло служить. Испросив разрешение Синода, владыка посетил Полтаву.
Имея благочестивую привычку перед всяким трудным делом или испытанием молиться у православных святынь, он по своему обыкновению, прежде чем направиться в Омск и вступить в управление епархией, совершил паломничество в Иркутск, поклонился святым мощам святителя Иннокентия и попросил у него помощи.
Наступило тяжелое время, уже год, как длилась война и лилась кровь, и он молился святителям Тобольским и Иркутским, чтобы их предстательством Господь укрепил его дух, даровал ему силу и мужество, какие были у них, чтобы благоуспешно вести врученную ему паству ко Христу и спасению.
Недолгим было благодетельное управление Омской кафедрой: в 1917 году наступило смутное время. В начале 1918 года к власти в Омске пришли большевики. В январе был обнародован декрет советской власти об отделении Церкви от государства, который церковными людьми был справедливо расценен как начало открытых гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей. По призыву Поместного Собора во многих городах России состоялись крестные ходы. 4 февраля крестный ход, в котором участвовали все городские приходы, состоялся и в Омске. Его возглавил преосвященный Сильвестр. Шествуя по улицам города, крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение.
Через день после городского крестного хода в три часа ночи с 5-го на 6 февраля к архиерейскому дому подошел вооруженный отряд карателей-матросов, матросы стали стучать в двери дома. Так как еще задолго до этой ночи преосвященный Сильвестр, ввиду грабежей и насилий, чинимых в городе под видом обысков, распорядился ночью в дом никого не пускать,
прислуга дверей не открыла. Пришедшие стали грозить, что будут стрелять и взорвут двери. Тогда по распоряжению эконома архиерейского дома на соборной колокольне ударили в набат. Каратели бежали.
К архиерейскому дому начал сбегаться народ, к которому вышел владыка. В это время стало известно, что какие-то люди грабят дом кафедрального протоиерея и ключаря. Часть народа пошла к их дому. В это время снова появился вооруженный отряд и ворвался в дом архиерея.
Преосвященного Сильвестра схватили, приставили к виску револьвер и, не дав возможности надеть теплую одежду, по сибирскому морозу пешком повели в помещение совета депутатов. Главарь отряда набросился на находившихся в архиерейском доме людей и, выстрелив из револьвера, разрывной пулей убил эконома владыки Николая Цикуру.
По дороге в совет депутатов и в первые часы пребывания там безбожники беспрестанно издевались над преосвященным Сильвестром. Епископа посадили в общую душную и грязную комнату. В это время по всему городу гудели колокола — это на звон соборной колокольни откликнулись другие церкви. У храмов, на улицах и площадях появились толпы народа. Возмущенные люди требовали освободить епископа. Депутации и общее народное возмущение оказали влияние на настроение безбожников, и владыку перевели в другую комнату. Ругань солдат начала смолкать, а затем и совсем прекратились.
На следующий день весь город пришел в движение: учреждения, магазины, учебные заведения закрылись. В городе шла непрерывная стрельба — это красногвардейцы залпами разгоняли народ. У архиерейского дома была поставлена стража. В четыре часа дня в городе объявили осадное положение, и люди были вынуждены разойтись. Стрельба продолжалась всю ночь. В двенадцать часов ночи в архиерейский дом пришла следственная комиссия и опечатала покои епископа. 7 февраля владыка провел в заключении, а 8-го в двенадцать часов дня был освобожден.
22 апреля (5 мая) 1918г. святой Патриарх Тихон возвел епископа Сильвестра в сан архиепископа. Вскоре началась гражданская война, и белые освободили город от большевиков. В это время Омск, как и вся Сибирь, оказался отрезанным от России линией фронта. В ноябре 1918 года в Томске состоялось соборное совещание архипастырей Сибири, которое организовало Высшее временное церковное управление Сибири, главой которого по желанию собора стал высокопреосвященный Сильвестр. Свою деятельность он начал с того, что отменил безбожный декрет от 19 января 1918 года. Церкви были возвращены земли и собственность, в школах восстановлено преподавание Закона Божия. В Сибири была восстановлена учебная деятельность в пяти Духовных семинариях и в пяти духовных училищах.
Когда адмирал Колчак пришел к власти, архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел его к присяге как Верховного правителя России. В марте 1919 года архиепископ организовал крестный ход по городу с участием Колчака и колчаковского правительства. В мае-июне он совершил поездки по Томской, Красноярской и Иркутской епархиям, во время которых произнес в различных приходах более ста проповедей. Для укрепления духа и нравственности офицеров и солдат белой армии архиепископ Сильвестр восстановил институт военных священников, и в армию им было направлено более двух тысяч пастырей.
Осенью 1919 года войска армии Колчака начали отступать, и в конце 1919 года белая армия оставила Омск, в который вскоре вошли большевики. Архиепископ без колебаний остался в захваченном гонителями христианства городе вместе со своим духовенством и паствой. Захватив город, большевики сразу же арестовали мужественного святителя. В течение двух месяцев владыку истязали, требуя, чтобы он принес покаяние за христианскую деятельность. Ничего не добившись, безбожники зверски убили святителя: прибив его руки гвоздями к полу и таким образом распяв, они раскаленными шомполами прожигали его тело, а затем раскаленным докрасна шомполом пронзили сердце… Владыка принял мученическую кончину 13 (26 н. ст.) февраля 1920-го года, находясь в заточении в Омске.
Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
В июле 2005 года по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия начались реставрационно-восстановительные работы на месте взорванного в 1935 году Успенского кафедрального собора города Омска.
16 июля, который являлся днём закладки строящегося собора в 1891 году, археологи, производя раскопки, обрели сильно повреждённую икону Черниговской Божией Матери, которая всплыла из нижней южной части остатков собора, заполненной грунтовыми водами. На иконе с тыльной стороны явно виднелась надпись: «…епископу Сильвестру от почитателя…», подпись, дата «16 июля 1914» и печать. Затем стали всплывать кусочки ткани и остатки тела. После откачки воды из этой нижней комнаты был обнаружен гроб и вмонтированные над гробом в стену крест с иконой Киево–братской Божией Матери над ним. На кресте надпись «1918 год», это дата возведения преосвященного Сильвестра в сан архиепископа.
25 февраля 2009 года в нижнем приделе Омского Успенского кафедрального собора установлена рака с мощами священномученика Сильвестра. Она находится в так называемой пещерной церкви, где и был захоронен священномученик. Мощи святого теперь доступны для поклонения.
По благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия в 2006 году нижняя часть гроба Священномученика Сильвестра Омского была передана в дар Ачаирскому женскому монастырю для поддержания молитвенного подвига монахинь.
АКАФИСТ Священномученику Сильвестру Омскому
Кондак 1
Избранный от мира, предивный угодниче Христов, / веры православныя благовестниче / юже яко добрый сеятель на ниве Христове / в сердца чад Божиих усердно всеял еси / не престай молитися за ны ко Господу / даровати земли нашей мир и безмятежие, / церкви Святей от ересей и расколов ограждение, / да твоими молитвами от бед избавляеми, благодарно зовем ти: // радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Икос 1
Ангела пламенеюща духом и во плоти суща человека, избра тя Господь быти служителя Церкви Святей и стаду Своему пастыря добра, от юности бо твоея Богу Единому сердцем и душею прилежал еси. Мы же имуще в тебе образ пастыря добра умильно взываем ти:
Радуйся, Богом избранный и освященный наш пастырю; радуйся, увенчанный архиерейскою благодатию.
Радуйся, чистый разумом, всею душею Бога возлюбивый; радуйся, в житии твоем Тому усердно послуживый.
Радуйся, в незлобии сердце твое соблюдый; радуйся, иго Христово от юности радуяся восприявый.
Радуйся, земли Омския благодатное прирастание; радуйся, со всеми в земли нашей просиявшими, неба церковного украшение.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 2
Видяще тя, пастыря, подвигом добрым подвизающася, и «аки елень на источники водныя» к Богу устремляющася, словесное стадо свое аки ангельским хлебом обильно питающа, святителю отче наш Сильвестре, умиляемся сердцем и душею, благодаряще Бога, даровавшаго нам тебе пастыря верна и стража добра, воспеваем дивную песнь: Аллилуия.
Икос 2
От юности твоея, богомудре Сильвестре, орлу горнему уподобился еси, от мирския суеты к высоте небесней воспарив, да постигнеши глубины премудрости Божия и в свете истиннаго благочестия стадо твое мудре просветиши. Мы же наставляеми тобою покланятися Богу, в Троице славимому, воспеваем ти похвалы сия:
Радуйся, Бога во Святей Троице прославляемаго, познати нас просветивый; радуйся, Свет Истинный, просещающ всякого человека, всем возвестивый.
Радуйся, Правды Божия ревностный искателю и Христа обретый; радуйся, неутомимый Ея глашатаю и провозвестниче.
Радуйся, Закон Божий на скрежалех сердца твоего начертавый; радуйся, в слове, житии, любве, духе и вере образ нам показавый.
Радуйся, в дому Божии, яко финикс процветый; радуйся, чистотою сердца богатый, верою и разумом Необъятного объявый.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 3
Яко серна от тенет, от суеты мира сего отбегл еси и к иноческому подвигу потщался еси; Христу Богу непорочным житием благоугодил еси, достоблаженне священномучениче; в трудах же и бдениих, от стражи утренния до нощи дремания веждома твоима и сна очесем не давый; сего ради жилище Духа Святаго быти сподобился еси, и в Троице певаемому Богу, яко орган многострунный, непрестанно воспевал еси святую песнь: Аллилуия.
Икос 3
Кедру ливанскому уподобился еси, святителю Христов Сильвестре, изрядно укрепивый душу твою святостию служения соборнаго в богоспасаемей Полтаве, идеже чистому нраву и благочестию церковному учил еси отроки и отроковицы земли полтавския; темже видяще тя, ревностию учительства пламенеюща, вопием ти сице:
Радуйся, Господа ради дом родительский оставивый; радуйся, путем тесным за Христом последовавый.
Радуйся, Ангельское житие благодатно стяжавый; радуйся, яко юный Исаак смиренно в руце Божии себя цела отдавый.
Радуйся, образе кротости и о молитве Иисусове присное памятование; радуйся, помощи Божия непрестанное призывание.
Радуйся, сыновней любовию к небесным воспаривый; радуйся, молитвою твоею землю Омскую освятивый.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 4
Видяще тя Пастыреначальник Христос, учительнаго подвига ревнителя, трудов же и миссионерских деланий неленастнаго исполнителя, постави тя юным отроком наставника и учителя. Ихже делом и словом к служению Церковному мудре уготовлял еси, и преуспевати в житии благонравнем отечески наставлял еси; да и тии, в возраст пришедши и поминающи благия заветы твоя, множецею воспоют дивную песнь Богу: Аллилуия.
Икос 4
Слышаша и видеша людие православнии равноангельное житие твое, священномучениче Сильвестре, воодушевишася к подвигу служения Святей Церкви Божией, наипаче же узревши тя, ангельского образа сподобльшася и высокаго сана архимандрита достигша, со умилением сердечным пообещали пред олтарем Господним, такожде послужити во священных олтарех Церкве Православныя, воспевши тебе похвалы сия:
Радуйся, Христа Бога возлюбивый, и с Ним за мир заклатися обещавый; радуйся, Христу спогребыйся, смерти жало славно поправый.
Радуйся, теплотою души твоея затепливший и души верных твоих чад; радуйся, во мнозех скорбех и болезнех, терпению Христову нас научивый.
Радуйся, стада Христова пастырю верный; радуйся, молитвенниче усердный за народ наш и землю отцев и братий.
Радуйся, обуреваемым тихое пристанище; радуйся, заблюдшим благостный наставниче.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 5
Богосветлое светило, Духом Святым возженное, воспламени Господь сердце твое, мучениче земли Омския, да упасеши и избавиши боголюбивый народ наш от вражды с Богом и попрания Святых Заповедей Его, ихже дух злобы поднебесный низвергнути на сие тщащеся. Бурею безбожия испытуем ты, Святче, реши в сердце твоем многовидныя мучения прияти, да не умолкнет победная песнь Богови на земли Сибирстей: Аллилуия.
Икос 5
Видевши гонители злочестивии, яко твердо твое упование на Господа и любовь к Нему, злобою распаляхуся, лютые страдания измышляху, мнящи гладом и мразом и темничными изнурении веру твою попрати, посмеяние диаволу явити, святый крестоносче Сильвестре и вси исповедницы земли Сибирския. Ты же, духовный пастырю страдальцев, новыя весны прозябение Христово явися и вся козни бесовския попра; о сем приносим ти таковая:
Радуйся, трием отроком в Вавилоне верою единонравный; радуйся, Даниилу в рове львинем в мужестве единославный.
Радуйся, Церкве Христовы споборниче; радуйся, Православного вероучения неисчерпаемый источниче.
Радуйся, славу мира сего, яко суетную презревый; радуйся, блага временныя нивочто же вменивый.
Радуйся, велие дерзновение к Богу имеяй; радуйся, пламенною любовию к Богу горяй.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 6
Проповедание медоточивых уст твоих, якоже мука и елей в Сарепте Сидонской никогдаже источашеся, ниже заграждашеся, преславне исповедниче Христов Сильвестре; видим бо тя благовествующа людем богоспасаемаго града Киева и града Святаго Петра, идеже в служении церковнем пребывая, учил еси взывати Богу дивную песнь: Аллилуия.
Икос 6
Видевши подвизи всероссийскаго воинства, егда на поле брани упорно стояше за святое Отечество наше и за народы его населяющия, возносил еси Святую Безкровную Жертву, за в подвизе своем доблестнем кровь проливших. Учил еси, святителю Божий, како подобает молитися и трудитися, возлагая на олтарь Отечества живот свой и кровь проливая безценную; страдания своя приявый воеже освятити земли нашу в Дом Божий – Жилище Духа Святаго; сему преславному подвигу удивляющися, вопием немолчно сицевая:
Радуйся, в годину бед и испытаний отеческою любовию нас утешаяй; радуйся, оградо крепкая и надеждо Православного стада несокрушимая.
Радуйся, лампадо светлая, в молитвеннем подвизе неугасимая; радуйся, пастырю, Веры Православныя истинный ревнителю.
Радуйся, ересей и расколов нечетивых искоренителю; радуйся, православнаго благочестия насадителю.
Радуйся, чистотою сердца твоего Господа славы созерцавый; радуйся, в Волю Божию всего себе отдавый.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 7
Ходатай пред Богом преизряден явился еси, священномучениче Сильвестре, егда дерзновенно подъял еси труд ежечасного крестнаго хождения. В немже просвещая и воодушевляя присных, высоко и победносно воздвизал еси дивное и преславное знамение Креста Господня, усердно моляся Богу за люди твоя, воспевающия: Аллилуия.
Икос 7
Новым и немеркнущим светилом явился еси, богомудре Сильвестре, и вся твоя духовныя чада, страстотерпцы Христовы, по всей земли нашей; в лесах тайги непроходней, в рудех подземельных, гладом и хладом томими, в поте кроваве изнуряеми суще; обаче идеже умножишася страдания ваша, тамо преизобиловаша чада Христова, из злодеев и убийц кающихся. Тако бо от беззакония к повиновению Божию многия приведосте; о сем восхваляем вас сицевыми похвалы:
Радуйтеся, лесорубы, козни вражия низлагающии; радуйтеся, дровосеки, всякую лесть бесовскую пресецающии.
Радуйтеся, в подземелии шахт, светом Христовым сияющии; радуйтеся, зачерствелую совесть к покаянию побуждающии.
Радуйтеся, алчущих правды Божия питателие; радуйтеся, нищих духом и опечаленных в унынии утешителие.
Радуйтеся, нераскаянныя грешники ко Христу приведшии; радуйтеся, с ними же в Царствие Небесное вшедшии.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 8
Чудно соделавый пути нашего спасения Человеколюбец Господь, промыслительно, аки росу на руно Гедеоново, дарова тя Омской пажити, архипастыря прилежна и православного учения хранителя тверда; воеже в венец земнаго подвига твоего поставити тя пред Престолом Славы Своея, молитвенника о нас тепла и неусыпна. Сего ради Богу, во благо все устроящу, со умилением зовем: Аллилуия.
Икос 8
Весь мир ужасом многим содрагашеся, слышавше, киими истязаньми и мученьми изнуряем был еси, достаславный новомучениче Христов, егда тя люте истяжавше пытки страшныя привменяху и гвоздьми острыми, яко стрелы израняху твое честное тело даже до крове. В сем стоянии адамантове за веру Православную пребывших зряху; умиляемся благодарным сердцем и ужасаемся, состраждуще душею и вопием ти сице:
Радуйся, исповедниче новый и преславный; радуйся, кораблю веры непотопляемый.
Радуйся, пред Богом за нас молитвенниче теплейший; радуйся, в скорбех грядущих на нас помощниче вернейший.
Радуйся, во бранех со диаволом терпению нас научаяй, радуйся, в стоянии за веру отеческую нас укрепляяй.
Радуйся, богомудрых умов услаждение; радуйся, боголюбивых душ увеселение.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 9
Вси людие паствы Омския видяще тя, архипастыря своего, смирением и кротостию сияюща, прославиша Бога, святителю отче Сильвестре. Ты же, Христовою любовию к ним исполненный, яко отец о чадех своих, слезныя молитвы Богу день и нощь изливал еси. Сего ради людие твои, умиляющеся сердцем и душею, воспеваху Богу, даровавшему им таковаго святителя дивна, возносяще песнь: Аллилуия.
Икос 9
Проповедником славным явился еси, богомудре Сильвестре, всякую лесть бесовскую заграждаяй и посрамляй, еюже дух злобы поднебесный мняше народы наша на путь нечестия совратити. Овых ересьми и расколы, овых же всякаго нечестия и безбожия насадители; тщашеся похулити Имя Пресвятыя Троицы. Ты же, вземше Крест Христов, имже благословил еси люди Божия, направил еси их на стезю Заповедей Святых. О сем, в вере отцев наших спасаеми, поем тебе таковая:
Радуйся, огнь и воду прошедый; радуйся, веру православную кровию твоею утвердивый.
Радуйся, Христа возлюбивый и к Нему прилепивыйся; радуйся, погубивый временная, Вечная же унаследовал еси.
Радуйся, вдов и сирот усердный питателю; радуйся, гонимых за веру отеческую усердный попечителю.
Радуйся, дольняго мира мудрейший узниче; радуйся, горняго мира вернейший соузниче.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 10
Спасти хотя многия, попусти Господь беды велия на народы наша, да якоже кукиль от пшеницы злыя измет и сожжет, верныя же, яко пшеницу соберет в житницы Своя и прославит их, яко верных рабов Своих. Мы же волю Божию приемлюще, терпению и злостраданию их научимся, егда к испытаниям призовет нас Господь, да ублажая подвизи их, поем неложно песнь Богу: Аллилуия.
Икос 10
Стена тверда и ограждение крепкое явился еси, многострадальне исповедниче, к тебе прибегающим и молитвеннаго предстательства твоего просящим в новых испытаниих веры сущих. Ты же, владыко святый, буди предстателем пред Богом за нас многогрешных, с верою и упованием вопиющих ти таковая:
Радуйся, врагом Веры Христовы необоримая преградо; радуйся, от разорения храмов Божиих несокрушимая оградо.
Радуйся, омраченная зловерием, Светом Веры Христовы просвещаяй; радуйся, учителю кротости и воздержания.
Радуйся, светильниче веры православныя; радуйся, от сетей вражиих верныя избавляй.
Радуйся, ходити по стопам Заповедей Божиих нас научаяй; радуйся, ко Пресвятей Богородице о нас непрестанно взываяй.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 11
Пение, иже приносим тебе, в похваление преславных подвигов и чудес твоих, достоблаженне Сильвестре, несть довольно, обаче ведаем благое твое о нас тщание и любовь твою. Благоволи, святый владыко, вняти молитвам нашим и избавити нас от прелести еретическаго зловерия и языческаго злонравия, да утренююще, чистым сердцем приносим о тебе песнь Христу Богу: Аллилуия.
Икос 11
Светом Божественныя Любве объят был еси, Сильвестре досточудне, егда призывал еси соузники твоя кающиися, радоватися, понеже Благодать Божия изобильно пребывает со всеми очистившими советь свою покаянием сердечным; яко чрез страдания временныя, готовися верным радость вечная, юже уготова Бог любящим Его. Ублажая сия радости Тайну Велию, молим вас прилежно, страдальцы преславнии, купно со святителем Сильвестром, утешите нас немощных, да спасаеми зовем вам немолчно:
Радуйтеся, Духа Святаго священное жилище; радуйтеся, Благодати Христовы славное вместилище.
Радуйтеся, яко орли к Солнцу Правды воспарившии; радуйтеся, к Свету Невечернему из юдоли плача возвысившиися.
Радуйтеся, Царствия Небеснаго наследницы; радуйтеся, вечныя славы сопричастницы.
Радуйтеся, в селениих праведных упокоение обретшии; радуйтеся, честнии праведницы с нами воспевающии славословную песнь святителю:
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 12
Благодать Божия изобильно излияся на тебе, присный наш молитвенниче, святителю Сильвестре, егда в темницу к безбожным, аки на пир веры православныя шел еси со иными страстотерпцы земли нашея. Воеже пребыти во блаженстве за Имя Господне, его же вы пронесосте в житии вашем, и ныне сподоби вас Господь Венца Славы и Бессмертия вопиющих: Аллилуия.
Икос 12
Поюще многострадальныя подвиги ваша и пламенную любовь яже ко Господу, священномучениче Сильвестре и вси новомученицы Сибирстии, славно Христу сораспявшиися, и от земных в Небесныя венценосно водворившиися, идеже Ангелом сликоствующе, нас немощных, напастьми испытуемых, поминайте. Мы же молитвенную надежду на вас имуще, Волю Божию, яко всеблагую приимем и скорбьми утешающеся зовем сицевая:
Радуйся, архиерею Божий, подобие Крестнаго распятия претерпевый; радуйся, за Истину пострадавый, Бога прославивый.
Радуйся, в заключении темничнем усердно Господеви послуживый; радуйся, путь Голгофских Страданий понесый.
Радуйся, с сотаинницы предстояй у Креста, Христу сораспявыйся; радуйся, земный ангеле, за град и Отечество наше молитву приносяй.
Радуйся, архипастырю града Омска, людем верным в покровение святыя мощи твоя даровавый; радуйся, явлением пречестных мощей твоих и неверных ко Господу приведый.
Радуйся, священномучениче Сильвестре, земли Омския молитвенниче.
Кондак 13
О, многострадальне и всехвальне страстотерпче Сильвестре с соузники; славно сораспеншиися за Церковь Святую Православную, и кровьми своими в небесней со Христом священнодействовати сподобльшиися. Нынешнее наше моление приемши, от всех бед, скорбей и напастей нас избавите, наипаче же Церковь Святую, юже до крове возлюбисте; расколы и тлетворными ересьми снедаемую, миром оградите, да купно с вами вопием победную песнь Богу: Аллилуия. (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1.)
Молитва Священномученику Сильвестру Омскому
О предивный угодниче Христов, священно мучениче Сильвестре!
Со умилением преклонше колена пред честным новописанным образом твоим, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога и нам недостойным даровавшего заступника тя и ходатая, Ему же ты с лики новомучеников Российских и всех Небесных Сил предстоиши.
Умоли Господа, да утвердит во святей стране Российския живый дух Православной Веры и благочестия, да вселит в земле Сибирской любовь пламенеющую к Вере Отеческой, наипаче же оградит нас всесильной рукой Своей от раскольнических лжеучений и ересей.
Да подаст людем дух покаяния в богоотступлении и служении суетам мира сего, и всем же нам дух смирения, кротости и послушания.
Да препояшет ны благодатию Своею и утвердит в брани за спасение наше.
Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.