25 февраля – день перенесения списка Иверской иконы в монастырь на Валдае

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.

Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая.


Празднование в честь чудотворной Иверской иконы Богородицы в Русской Православной Церкви совершается: 12/25 февраля – в день перенесения списка Иверской иконы в монастырь на Валдае, 13/26 октября – в день торжественной встречи Афонской святыни в Москве в 1648 г. и во вторник Светлой седмицы – в день, когда, по преданию, было явление иконы на водах перед иноками Иверского монастыря.
История иконы.
В царствование византийского императора Феофила (829–842), в годы жесточайших гонений на святые иконы, когда почитателей святынь предавалиистязаниям, а сами иконы извергали из храмов и сжигали, близ города Никеи (территория современной Турции) жила благочестивая и добродетельная вдова с юным сыном. У неё в доме, в особо устроенной её усердием церкви, хранилась древняя чудотворная икона Божией Матери. Вдова имела величайшее благоговение к этой иконе и часто обращалась в своих нуждах с тёплой молитвой к Богородице. Однако тайна домовой церкви вскоре была раскрыта. Вооружённые воины пришли и к благочестивой никейской вдове. Она в боязни за свою драгоценную святыню умоляла разрешить ей оставить у себя образ до утра, обещая им за это много денег. Корыстолюбивые воины согласились, но один из них, уходя, со злобою ударил икону копьём. Удар пришелся на изображение правой ланиты Матери Божией, и из раны потекла кровь. Поражённый таким необыкновенным явлением, воин с раскаянием пал ниц пред святым образом Пречистой. Он оставил ересь и впоследствии вступил в число братии Иверского Афонского монастыря, где и кончил свои дни в строгом подвижничестве.
По уходе воинов вдова с сыном долго с коленопреклонением и слезами молились пред святой иконой. Чтобы сохранить святыню от нового поругания, она в ту же ночь отнесла образ на морской берег и там горячо просила Царицу Небесную избавить её от императорского гнева, а образ Свой – от потопления. Закончив молитву и облобызав икону, вдова опустила её в море и, к величайшей радости, увидела, что та не упала, но стала прямо, ликом к берегу, и начала удаляться, скользя по волнам. Утешенная этим видением, возблагодарив Господа и Пречистую Матерь Его, благочестивая мать уговорила сына бежать от преследований иконоборцев в Грецию. Юноша послушался её и, простившись, отправился в г. Солунь (современный город Салоники), а оттуда, по Божиему Промыслу, на Афонскую Гору, где принял иночество. Именно от него и узнали афонские пустынножители об иконе, пущенной на воду его матерью.
Один только Бог ведает, где сокрывался долгое время чудотворный образ Приснодевы. Прошло почти два века…
Явление иконы Иверской Божьей матери.
Однажды вечером иноки Афонской Иверской обители увидели на море огненный столб, касавшийся своей вершиной неба. Явление это повторялось несколько дней и ночей подряд. Из всех окрестных монастырей сошлись пустынножители посмотреть на такое чудо. Подойдя к берегу, они обнаружили, что огненный столб возвышался над образом Божией Матери, который стоял на воде, но по мере их приближения стал удаляться от них. Тогда иноки Иверского монастыря собрались в церкви и со слезами молили Господа, чтобы Он даровал им чудесно явившуюся святую икону Богоматери. И Господь услышал их усердную молитву.
Обретение иконы Иверской Божьей матери.
В то время в Иверской обители подвизался старец – преподобный Гавриил – родом из Грузии. Он отличался строгостью жизни и простотою нрава, жил, как земной ангел и Небесный человек. Этому благочестивому старцу явилась во сне Пресвятая Богородица, сияющая Небесным светом, и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, потом войди в море, ступай с верою по волнам – и тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец Гавриил объявил настоятелю о видении, и наутро монахи с молебным пением отправились к морю. Старец безбоязненно пошёл по воде, как по суше, и сподобился принять в свои объятия святую икону. Иноки с благоговейною радостью встретили её на берегу, устроили для неё небольшую часовню и три дня и три ночи совершали здесь молебствие. После этого внесли образ в соборную церковь и поставили в алтаре.
Предназначение иконы.
На другой день, перед заутреней, монах, зажигавший лампады в храме, не увидел икону там, где она была поставлена. После долгих поисков иноки нашли её над монастырскими воротами и отнесли на прежнее место. Но на следующее утро она снова оказалась над монастырскими воротами. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу во сне Свою волю, сказав, что не желает быть охраняемой иноками, а хочет Сама быть их Хранительницей в этой жизни и в будущей. Тогда иноки построили в честь Преблагословенной Богородицы надвратную церковь, в которой икона пребывает и поныне. По имени обители икона эта была названа Иверской, а по месту её пребывания, «в верху врат монастырских», – Вратарницей (Портаитиссой).
Чудотворный образ. Список для России.
Неисчислимы были чудеса и исцеления, проистекавшие от святой Иверской Вратарницы. Слух о чудотворном образе через паломников дошел и до России. Святейший Патриарх Никон (тогда ещё архимандрит Новоспасского монастыря) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию, который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей, с просьбой прислать список с этой прославленной чудотворениями иконы Пресвятой Богородицы.
Достойно внимания и то, как писался этот знаменитый чудотворный список. Когда в 1648 г. три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ. Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощные бдения и литургии, служили водосвятные молебны. И та икона (новописанная) не рознится ничем от первой иконы, ни длиною, ни широтою, ни ликом.
На иконе сохранился автограф мастера на греческом языке: «Писал сию со тщанием Иамвлих Романов, в келиях Иверских живущий. Лета 7156 (1648)». Икона эта была торжественно встречена жителями столицы. Первоначально Вратарницу поставили в Успенском соборе Кремля, затем в домовой церкви царицы Марии Ильиничны Милославской, а по кончине Марии Ильиничны образ перешел к её дочери Софье Алексеевне. Из архивов Дворцовых Разрядов известно, что в 1654 г. во время войны с Польшей царь Алексей Михайлович в благодарность за одержанную победу поставил Иверскую икону в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря, который в XVI–XVII вв. именовался домом Пречистой Богородицы и имел высокий статус «царского богомолья».
После закрытия монастыря в 1922 г. в его стенах был создан музей (филиал Государственного Исторического музея), где и хранился этот список многие годы. 6 мая 2012 г., в день памяти святого великомученика Георгия, чтимый образ был возвращен Русской Православной Церкви и теперь находится в Успенском соборе обители.
Почитание Иверской иконы.
Почитание Иверской иконы в XVII в. быстро распространилось по всей Руси. Около 1655 г. стараниями Патриарха Никона на Афоне был сделан второй список с чудотворного образа – для основанного им Валдайского Иверского монастыря. Икона была изготовлена по размерам афонской и тем же образом, что и список 1648 г. Патриарх благословил украсить её сплошным золотым окладом с драгоценными камнями и финифтью по образцу оклада древней иконы. Встреча иконы в Валдайском монастыре состоялась 12 февраля 1656 г.
Для Иверской часовни у Воскресенских ворот, построенной в 1669 г. в память встречи Благой Вратарницы, по повелению Алексея Михайловича Новодевичьему монастырю была заказана точная копия первого привезённого с Афона списка. Этот образ, сделанный русскими иконописцами, получил наименование Московского у Воскресенских ворот. В 1929 г. Иверскую часовню закрыли, а в 1934 г. её снесли вместе с Воскресенскими воротами. Ныне Московская Иверская икона, прославленная от Господа многими чудесами, находится в московском храме в Сокольниках в честь Воскресения Христова. В 1995 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II для всероссийской паствы был написан новый список со святой афонской иконы «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы», выполненный талантливым и благочестивым иеромонахом Ксенофонтова монастыря иконописцем Лукой. 25 октября, в канун праздника в честь Иверской иконы Божией Матери, образ был доставлен самолётом греческих ВВС в Москву. После торжественной встречи в аэропорту икону привезли в Богоявленский кафедральный собор, где уже началось праздничное всенощное бдение. Всю ночь перед ней непрерывно совершались молебны и читался Акафист, а утром её крестным ходом перенесли в воссозданную к этому времени Иверскую часовню у Воскресенских ворот. Так великая святыня Русской Православной Церкви, Иверская икона Пресвятой Богородицы, вновь обрела своё историческое место в самом центре первопрестольной столицы.
В России в честь Иверской Божьей матери названы мужской монастырь на Валдае и женский монастырь в городе Самара.