14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,/ за ны Христу́ моля́щуюся.

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим Покров Твой святый:/ Тя бо ви́де святы́й Андре́й на возду́се,/ за ны Христу́ моля́щуюся.


Праздник близок православному сердцу потому, что напоминает о всемилостивом заступничестве Божией Матери за род человеческий. Покров Богородицы — это Ее любящая защита.
Более тысячи лет назад в Константинополе, во Влахернском храме Пресвятой Богородицы, где хранилась Ее Риза и чудотворная Влахернская икона, люди молились со слезами о защите города от осады неприятельским флотом. Во время молитвы юродивому Андрею и его ученику Епифанию было открыто видение. Пречистая Дева высоко, по воздуху, прошла над Царскими вратами, поддерживаемая с двух сторон Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом, в окружении многих святых в белых одеждах. Преклонив колени, Пресвятая Дева долго молилась со слезами, а потом прошла в алтарь и продолжила там молитву за народ. Выйдя из алтаря, Она сняла головное покрывало — оно сияло как молния! — и распростерла над всеми молящимися. А потом Она удалилась. Но благодать осталась, — и враги отступили.
Враги не раз осаждали город, и многократно Пресвятая Богородица чудесно спасала его по молитвам верующих.
Константинополь и называли «Градом Пресвятой Богородицы» —о чем говорят слова из 9-й песни Великого покаянного канона Андрея Критского:
«Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй (с верою царствует), в Тебе и утверждается».
Как праздник пришел на Русь
В 1155 году князь Андрей Боголюбский тайно, вопреки воле отца — Юрия Долгорукого, — покидал Киев, направляясь в Суздальскую землю. Не просто тайно — он и похитил святыни: меч князя-страстотерпца Бориса и икону Богоматери, за четверть века до того присланную Киевскому князю как благословение от Константинопольского патриарха.
Неподалеку от Владимира, у слияния Клязьмы и Нерли, кони, везшие икону, встали и не двигались дальше. Князь позвал священника отслужить молебен перед иконой, а потом, удалившись в походный шатер, молился один, и тут ему явилась Богородица. Она повелела не везти икону дальше, а поместить ее во Владимире, а на месте Своего явления построить храм и обитель. Так икона, теперь известная как одна из величайших святынь Руси, стала Владимирской.
А князь, которому въяве явилась Сама Пречистая Дева, не мог не вспомнить недавно услышанное им в житии своего тезки, Андрея Юродивого, свидетельство о дивном явлении Пресвятой Богородицы.
Через десять лет он учредит на Руси празднование покрова Пресвятой Богородицы.
В 1165 году повелением князя был воздвигнут первый в мире храм, посвященный празднику — храм Покрова на Нерли.
Во всех других случаях слово «омофор» обозначает принадлежность богослужебного облачения архиерея — широкий шарф с изображениями крестов, особым образом надеваемый.
Но то покрывало, которым Пресвятая Богородица осенила молящихся, тоже называют этим словом. Это единственное, но устоявшееся в нашей речи подобное употребление греческого слова (буквально означающего «носимый на плечах»).
На иконах покров-омофор изображали и изображают по-разному. Иногда — точно так же, как пояс Богородицы: узкая полоса. Иногда — как широкий, широкий плат.
Но главное — как именно держится этот Покров. Его держит либо Сама Богоматерь, как и было в видении преподобного Андрея Юродивого (это называют среднерусским иконописным изводом), либо же — парящие над Нею ангелы (новгородский извод).
Покров, который простерла Богородица над молившимися в храме, можно также воспринимать по-разному. Обычно мы воспринимаем его как шатёр защиты от нападений сил зла. Но есть и другое толкование: Пречистая закрывала нас с нашими грехами и неправдами от праведного гнева Божия:
«Сыне Мой! Закрой глаза на беззакония и падения этих людей!»