12 июля Православная Церковь молитвенно почитает день памяти Первоверховных апостолов Петра и Павла.
Удивительно, насколько непохожи в земной жизни были два эти Вестника Христианства!
Апостол Петр был братом первозванного апостола Андрея и находился рядом с Господом Иисусом почти во все дни Его проповеди. Трижды отрекшись от Христа перед Крестными Страданиями Господа, по Воскресении он был восстановлен в апостольском чине. Простой рыбак проповедовал о Христе так, что многие слушая его слова, обращались в истинную веру! А жизнь свою закончил мученически – был распят за нежелание прекратить проповеди об Иисусе Христе Сыне Божием. Единственная просьба апостола Петра перед казнью была не об уменьшении мук, а о распятии вниз головой – т.к. быть распятым так же, как Господь он счел себя недостойным.
Апостол Павел (до призвания и крещения его звали Савл) был призван Господом Иисусом на проповедь уже после Вознесения Господня. Прежде лютый гонитель христиан, он стал одним из ярких проповедников Господа Иисуса Христа. Образованнейший человек своего времени (фарисейское образование считалось очень хорошим и престижным) даже в дни проповеднических путешествий добывал свой хлеб трудом – «деланием палаток и шатров». Апостол Павел оставил нам наибольшее количество посланий, в которых объяснял каким образом ветхозаветные пророчества исполнились во Христе, каким образом Господь принимает к Себе христиан из иудеев и из язычников и многое другое. Апостол Павел также мученически закончил свою жизнь, но, как римский гражданин, претерпел усечение главы, а не более позорную смерть.
На иконах апостола Петра изображают с ключами, вспоминаю слова Господа, обращенные к нему: «…и дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф 16, 19). А постол Павел – с книгой (как автор посланий) или мечем, в память о мученической кончине.
Точная дата гибели двух апостолов не известна, но, по слову свт. Димитрия Ростовского, она произошла либо в один день, либо с разницей в один год.
Еще во времена святого императора Константина почитание святых апостолов началось в Римской империи (и Византии), а на Руси – с момента принятия христианства.
Одни апостол – символ спасения христиан из евреев, другой – спасения христиан из язычников. Таким образом подчеркиваются слова о том, что во Христе «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11) – Христос пришел ко всем, чтобы все пришли ко Господу!