Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе — святому, которому православные обязаны деланием непрестанной молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», и ее повторением (до 12 тысяч раз в день).
Святитель Григорий, архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, автор учения о нетварном свете, систематизатор, прославился в Церкви земной и Церкви Небесной утверждением догматов и основ православной веры.
Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.
В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.
К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.
Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Однако, даже апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18).
Встреча с Богом в земной жизни. Нетварный свет.
Монах Варлаам, приехав в Константинополь, начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.
По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании. Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако, человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.
Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий — нетварного света.
Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.
Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.
После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.
Значимость Иисусовой молитвы в жизни православного человека.
Святитель Григория Палама собрал воедино все учение об Иисусовой молитве, которая возвышает человека и сродняет его с Господом, и без которой, как говорил преподобный Серафим Саровский, монах становится подобен обгоревшей головешке.
Наследие святителя было развито нашими соотечественниками: святителями Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником, Филаретом Дроздовым, старцами Оптинскими и Глинскими, великим старцем Паисием Величковским. Благодаря им Иисусова молитва постоянно практиковалась и доселе практикуется в России и за ее пределами.
Святитель Григорий Палама учит, что каждый христианин должен стремиться соединиться с Господом через Иисусову молитву. Всем, а не только монахам и пустынникам, благословляется творить эту молитву — это огненный меч, который не дает дьяволу приблизиться к душе человека. Она помогает прилеплять ум и сердце к Иисусу Христу, именно она отгоняет нечистых духов и многочисленные злые помыслы, которые лезут в голову — помыслы осуждения, гнева, раздражения, похоти и др.
Как только вы вспоминаете эту молитву, начинаете про себя призывать сладчайшее Иисусово имя и погружаете свой ум в слова молитвы, вражеские помыслы начинают отступать, словно палимые огнем.
Святитель Игнатий Брянчанинов учит, что Иисусова молитва должна твориться с покаянием и сокрушением сердца. Иначе человеку кажется, что он направляет ум к Богу, а на самом деле — в сторону, противоположную Ему.