Святитель Василий Великий 330 — 379 гг. известен, как Василий Кесарийский, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление Божественной Литургии Василия Великого.
Литургия Василия Великого служится 10 раз в течение церковного года, семь раз из десяти — в Великий пост, в оба Сочельника и день памяти святого ее создателя 14 января.
Божественная Литургия и иконостас.
Святитель Василий просил у Господа подать ему такую мудрость, чтобы он мог совершать Литургию, призывая Святого Духа собственными словами. Во время жизни святого не существовало письменных общепринятых слов призывания Духа Святого. Это и стало причиной для составления собственной анафоры. Святитель составил новый чин Литургии, поскольку до IV века фиксированного полного чинопоследования не было. Существовали только записанные или передаваемые изустно отдельные молитвословия. При этом он пользовался как молитвами собственного составления, так и уже существовавшими.
Святой также ввел внешние новшества, соответствующие его восприятию Литургии: повесил над престолом золотого голубя в качестве дароxранительницы и возвел алтарную преграду, ныне Иконостас.
Святой также ввел внешние новшества, соответствующие его восприятию Литургии: повесил над престолом золотого голубя в качестве дароxранительницы и возвел алтарную преграду, ныне Иконостас.
Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века. Завесы получили со временем широкое распространение в христианских храмах различных стран, в том числе и в Западной Европе. В настоящее время в православных храмах завеса находится за иконостасом и открывается в определенные моменты богослужения.
Служба Василия Великого отличается от совершаемой в большинство дней Литургии свт. Иоанна Златоуста большей длительности евхаристических молитв – за счет чего и продолжительность самого богослужения также чуть дольше. В этих евхаристических молитвах, которые священник читает после пения Символа веры содержится всё богословие Литургии. Последние полторы тысячи лет эти молитвы батюшки читают «тайно» («про себя», или очень тихо). А песнопения Литургии Василия Великого прихожанам кажутся просто протяжными – хор должен «заполнить паузу», возникающую во время безмолвной молитвы в алтаре.
Есть и заметная особенность Литургии святителя Василия: вместо хорошо знакомого христианам, обращенного к Богородице песнопения «Достойно есть» на Литургии свт. Василия поется иное, тоже трогательное и умилительное: «О Тебе радуется, благодатная, всякая тварь…»
Святитель и монашество.
Свт. Василий повлиял на формирование монашеского общежития и устава. Устав Святителя Василия можно назвать плодом его глубоких рассуждений над тем, какой должна быть идеальная жизнь во Христе, построенная исключительно на Евангельских заповедях. Святого Василия тяготили мирские заботы, он искал высшего совершенства, которое нашел в монашеском образе жизни.
Представление о монашестве сложились у свт. Василия при созерцании многих современных ему подвижников благочестия, которых он видел во время своего путешествия по Сирии, Палестине и Египту. Кроме того, немалую роль в формировании его взглядов на монашество сыграла его собственная аскетическая жизнь, которую он проводил в пустынных местах Понта и Каппадокии. Василий Великий являлся руководителем множества иноков, собравшихся в монастыри, основанные им в этих областях. Правила для этих монахов составлял он сам.
После 370 года, став уже епископом, святитель Василий Великий ведет строгую подвижническую жизнь и продолжает окормление основанных им монастырей. Он пишет правила приема в общежительный монастырь, Монашеского пострига по уставу, приема детей в монастырь и выxода из монашества.
Представление о монашестве сложились у свт. Василия при созерцании многих современных ему подвижников благочестия, которых он видел во время своего путешествия по Сирии, Палестине и Египту. Кроме того, немалую роль в формировании его взглядов на монашество сыграла его собственная аскетическая жизнь, которую он проводил в пустынных местах Понта и Каппадокии. Василий Великий являлся руководителем множества иноков, собравшихся в монастыри, основанные им в этих областях. Правила для этих монахов составлял он сам.
После 370 года, став уже епископом, святитель Василий Великий ведет строгую подвижническую жизнь и продолжает окормление основанных им монастырей. Он пишет правила приема в общежительный монастырь, Монашеского пострига по уставу, приема детей в монастырь и выxода из монашества.
О чем молятся святителю Василию Великому.
До начала пресвитерского служения святой Василий Великий много работал своими руками – обтесывал камни, сажал деревья и ухаживал за ними, возил тяжести и т.п. Поэтому святитель в своей Литургии молится о трудящихся «и в горах, и в рудах…, и в пропастех земных, и в горьких работах». Его принято просить о помощи в любом труде, а также при открытии какого-либо предприятия. Кроме того, вселенскому учителю молятся об укреплении в Православной вере, о благочестивом воспитании младенцев, даровании юным целомудрия, старым и немощным укрепления сил, скорбящим утешения, болящим исцеления, грешникам вразумления и исправления, обиженным, сиротам и вдовам защиты, искушаемым помощи, преставившимся ко Господу блаженного упокоения и всем православным – мирной и благочестивой жизни.
Святые мощи.
Десница святителя Василия находится в Венеции, в православном греческом кафедральном соборе великомученика Георгия Победоносца. В ХVI веке она была преподнесена в дар греческой церкви одним из членов, проживавшей там императорской семьи Палеологов. Из захваченного турками Константинополя святыню перевез митрополит Филадельский Гавриил (Севир). Часть десницы, написавшей Божественную литургию, хранится в большом Метеорском монастыре Преображения Господня в Греции.