Преподобная Геновефа (Женевьева) Парижская
(423-512)
День памяти 16 января
Кондак, глас 2
За любо́вь Госпо́дню, преподо́бная,/ поко́я жела́ние возненави́дела еси́/, поще́нием ду́х тво́й просвети́вши,/ кре́пко бо зве́ри победи́ла еси́.// Но моли́твами твои́ми проти́вных шата́ние разори́.
Имя святой Женевьевы Парижской включено в месяцеслов Русской Православной Церкви решением Священного Синода от 9 марта 2017 года.
Родилась в 423 году, в городка Нантерра, находившемся в семи милях от Лютеции по реке Сене. Родители Геновефы — Севэр и Геронция — были христиане и владели в Нантерре небольшим земельным участком, на котором их дочь пасла овец.
Когда ей было двенадцать лет, свт. Герман, епископ города Осера и свт. Луп, епископ города Труа остановились в ее родном городке. В толпе, встретившей святых епископов на пристани, была и Геновефа с родителями. Свт. Герман обратил внимание на Геновефу, подозвал ее, поцеловал в лоб и предсказал родителям славное будущее их дочери. Геновефа ответила на это, что она не желает лучшего будущего, как посвятить себя Христу и сохранить девство. Затем епископы вместе с народом прошли в храм, так как настало время 9-го часа и вечерни. Во время службы св. Герман не снимал своей руки с головы маленькой Геновефы, а после службы попросил ее отца привести ее к нему на следующий день. Затем свв. пастыри потрапезовали и отпустили клир и прихожан. Когда Севэр на следующее утро привел Геновефу в храм, св. Герман спросил ее, помнит ли она о том, что говорила ему накануне. Девочка отвечала: «Я помню, отче святый, что обещала тебе и Господу с помощью божественной благодати прожить жизнь свою в чистоте плоти и духа». — «Дерзай, чадо мое, если ты мужественно будешь созидать жизнь свою по вере твоей, Сам Господь будет твоей крепостью и силой». Так беседуя с девочкой, св. Герман заметил на земле у своих ног медную римскую монету с монограммой Христа. «Вот возьми этот дар от небесного Жениха, — сказал он ей, — носи его всегда в память обо мне и пусть никакие другие драгоценности никогда не украшают ни шеи твоей, ни пальцев, так как если душа твоя соблазнится преходящими сокровищами мира сего, то уже недосягаемо станет для нее сияние вечных и небесных сокровищ».
Проводив епископов, Геновефа с еще большим усердием посещала церковные службы. Вскоре по этому поводу у нее произошло столкновение с матерью, которая требовала, чтобы девочка больше оставалась дома и помогала ей по хозяйству. Однажды, собираясь в храм, Геронция запретила дочери следовать за ней. Но Геновефа, заливаясь слезами, шла за матерью и говорила, что должна исполнить свое обещание посещать храм, чтобы удостоиться стать невестой Христовой. Слова эти так разгневали мать, что она ударила дочь по щеке и в то же мгновение ослепла. Двадцать один месяц Геронция была лишена зрения. Наконец это несчастие заставило ее одуматься. Вспомнив то, что говорил о Геновефе св. Герман, Геронция поняла, что противится воле Божией, и решила попросить у дочери прощения. Она попросила Геновефу принести ей воды. Девочка, глубоко страдая за мать, зачерпнула воды и, присев на край колодца, горячее чем когда-либо молилась за нее. Капли слез падали из ее глаз в воду. Вернувшись домой, она, по просьбе матери, осенила воду крестным знамением, как это было тогда в обычае, и дала ей умыться. Геронция, воздев руки к небу, просила Бога простить ее, затем омыла глаза и стала немного видеть. Повторив омовение три раза, она совершенно прозрела. Это было первое чудо, свершившееся по молитвам св. Геновефы. С этого времени мать уже не препятствовала ей посвятить себя одному Господу.
В те времена христианки, желавшие войти в ряды «девственниц», должны были пройти два искуса, или послушания. Сначала они просто давали обещание посвятить себя Богу. Затем наступал более или менее длительный срок, в течение которого девицы упражнялись в подвигах веры и добрых дел, испытывали себя, давая возможность пастырям и пастве судить о твердости их намерения. После этого искуса послушница приносила обет безбрачия, и епископ, совершавший чин посвящения, давал ей небольшую красную или фиолетовую головную повязку (митру или фламмеум), которая являлась признаком посвященных Богу дев и с этого времени должна была всегда покрывать голову посвященной. Такой же путь прошла и св. Геновефа. Как только ей исполнилось 14 лет, ее сочли достойной посвящения, так как она прославилась святостью своей жизни. Три девы пришли одновременно к св. епископу Маркеллу. Св. Геновефа, как самая младшая, шла последней. Но св. Маркелл сказал: «Пусть та, которая стоит сзади, подойдет первой, так как Господу было угодно, чтобы дело ее совершенства было столь искусно подвинуто и принесло столь ранние плоды, — она уже получила от небес свое посвящение. Получи покрывало, чадо мое, и носи его незапятнанным дo Страшного Суда Господня». И св. Геновефа была посвящена первой. С этого времени она стала вести жизнь посвященных Богу дев.
Хотя в Галлии уже существовало несколько женских монастырей, большинство девственниц оставалось в миру. Они жили в своих семьях, общались с мирянами, распоряжались по своему усмотрению своей собственностью и свободно распределяли свое время, согласно духу благочестия и милосердия. Поэтому св. Геновефа продолжала жить у своих родителей в Нантерре.
Но во время эпидемии она лишилась и отца и матери. И так как обычай требовал, чтобы посвященные Богу девы после смерти родителей были вверены попечению пожилых женщин, известных своим благочестием и разумом, св. Геновефа переехала из Нантерра к своей крестной матери в Лютецию.
В то время город Лютеция (нынешний Париж) помещался на острове Ситэ, который соединялся с берегами реки двумя мостами. В нем возвышался прекрасный собор св. Стефана, на восточном берегу стоял деревянный храм Божией Матери, а у моста — крещальня во имя св. Иоанна Предтечи. У этой крещальни и стоял домик крестной матери св. Геновефы.
Едва святая поселилась в Лютеции, как ее поразил страшный, подобный общему параличу, недуг, причинявший ей большие страдания. Три дня пролежала она, бледная и недвижимая, и ее считали умершей. Но когда она пришла в себя, то рассказала своей крестной матери, что ангел водил ее в места блаженства праведных, и она видела отчасти то, что приготовил Господь любящим Его: «Блаженства эти таковы, что неверные не поверили бы мне, если бы я стала их описывать».
С этого времени св. Геновефа получила дар прозорливости и открывала некоторым людям их тайные пороки.
С пятнадцатилетнего возраста она вкушала пищу лишь в четверг и воскресенье; пища эта состояла из ячменного хлеба и бобов, сваренных на растительном масле. Только в 50-летнем возрасте она, по послушанию епископу, ослабила столь строгий пост и разрешила себе молоко и рыбу. Ее ежедневная молитва была продолжительной и сопровождалась слезами. Св. Геновефа молилась обычно всю ночь с субботы на воскресенье, а с Богоявления до Великого Четверга затворялась на молитвенный подвиг в своей келье, никуда не выходя и никого не видя.
Вскоре некоторые люди из зависти стали говорить о св. Геновефе, что она обманщица и лицемерка и что праведная и суровая жизнь ее одно притворство. Только приезд в Лютецию св. епископа Германа, столь почитаемого в Галлии христианами и даже язычниками, положил конец хуле на его духовную дочь. Весь город вышел навстречу любимому пастырю, который тотчас осведомился о св. Геновефе. Среди встречавших были не только почитатели святой, но и хулители, которые стали заверять еп. Германа, что Геновефа отнюдь не заслуживает его памяти и высокого о ней мнения. Но еп. Герман, как гласит древнее житие, «не обращая никакого внимания на их речи», лишь только вступил в город, прямо направился к дому святой. Почтительность к ней со стороны епископа вызвала всеобщее изумление. Сотворив молитву, св. пастырь вошел в келью подвижницы и указал присутствующим на пол, залитый ее молитвенными слезами. Повторив свою похвалу св. Геновефе и поручив ее жителям Лютеции, святитель продолжал свой путь.
При этом свидании со св. Геновефой еп. Герман поручил ей духовное руководство над девами, желавшими последовать ее примеру и принести обет безбрачия. Впоследствии дочь и сестра короля Хлодвига также вошли в число младших духовных подруг св. Геновефы и обе с ее разрешения стали посвященными Богу девами.
Св. Геновефа очень чтила память апостола Галлии св. Дионисия Ареопагита. Она часто совершала паломничества к тому месту, где были погребены первый епископ Парижский, пресвитер Рустик и архидиакон Елевферий, в деревушку Катэй, и очень скорбела о том, что там, где покоятся свв. мощи мучеников, стоит лишь убогая деревянная часовня. «Достопочтенные пастыри Христовы, я умоляю вас подумать о возможности построения базилики в честь св. Дионисия», — так, наконец, обратилась она к парижскому духовенству. Но пастыри ответили, что это благое намерение не может быть исполнено, так как для постройки базилики нужна негашеная известь, а ее нет. Тогда лицо св. Геновефы просияло и она сказала: «Перейдите мост, а затем вернитесь ко мне и расскажите, что вы там слышали». Пастыри послушались ее и, очутившись на левом лесистом берегу Сены, услышали разговор двух свинопасов, которые рассказывали друг другу, что набрели на две большие, еще никем не использованные, ямы (или печи) для обжигания наполнявшей их извести. Исполненные радости пресвитеры возблагодарили Бога, повелели свинопасам указать им местонахождение извести, а затем поспешили обратно в город к св. Геновефе. Услышав их рассказ, св. Геновефа заплакала слезами радости и затем всю ночь благодарила Господа и просила Его благословить ее начинание. Поручив руководство постройкой базилики пресвитеру Генэсу, она приступила к сбору денег на эту постройку, и парижане так горячо откликнулись на ее призыв, что величественная базилика Сен-Дени была скоро воздвигнута.
Разрываемая внутренними нестроениями Римская империя, которую считали вечной, стала рушиться и не могла больше защищать своих границ, которым угрожали германские племена и гунны: весь пятый век ознаменован для Галлии непрекращающимся нашествием варваров. Германские племена с женами и детьми бежали со своих насиженных мест от гуннов, которые еще в первом веке по Рождестве Христовом вышли из глубин Азии, а в пятом веке, будучи уже на берегах Дуная, хлынули бурными потоками на Запад. Вторым страшным нашествием было нашествие самих гуннов, которые в 451 году, под предводительством Аттилы, перешли Рейн и вторглись в Галлию.
В это время св. Геновефе было двадцать восемь (двадцать девять) лет. Аттила двинулся на г. Орлеан и путь его лежал через Париж. Охваченные ужасом, парижане хотели, забрав свое имущество, бежать в более безопасные места. Но св. Геновефа, убеждая их не покидать города, говорила, что Париж будет пощажен, а места, куда они собираются бежать, будут, наоборот, уничтожены. Она уговаривала женщин последовать примеру Юдифи и Эсфири, которые покаянием и молитвой отвели приближающуюся опасность. Женщины ее послушались и, собираясь в крещальне, денно и нощно вместе со св. Геновефой молили Бога пощадить город. Но их мужья, которых они убеждали послушаться святой и не покидать города, от этих речей приходили только в ярость. Ввиду очевидной опасности им казалась нелепой твердая вера святой. «Она продалась врагу, эта лжепророчица, лгунья, она хочет помешать нам спасти себя и свое имущество, она совращает наших жен — камнями ее! В реку ее!» Св. Геновефу стащили уже с крыльца, и шел спор, какую из двух смертей для нее выбрать, но в этот момент в разъяренной толпе появился Осерский архидиакон Седулиус. «Горожане! — воскликнул он, — не вздумайте умертвить ту, о которой св. Герман говорил, что она избрана Богом от чрева матери», — и показал толпе подарок, который перед самой своей смертью повелел передать св. Геновефе усопший епископ. Имя св. Германа успокоило толпу, и во всех храмах стала возноситься единодушная молитва об отвращении опасности. И вдруг Аттила круто повернул и подошел к Орлеану, сделав большой круг вокруг Парижа. Молитвами св. Геновефы Париж был спасен. Через год Аттила появился в Италии; у самых стен Рима его остановил папа св. Лев, который так поразил язычника своими речами и видом, что тот в ужасе бежал обратно в Венгрию (Аттила рассказывал своим приближенным, что рядом со св. Львом стоял некто в сияющих одеждах и грозил ему мечом). Через год Аттила задумал новый поход на Галлию, но внезапно заболел и бесславно умер, а после его смерти царство гуннов распалось.
Вся долгая жизнь св. Геновефы отмечена множеством чудесных событий, связанных с проявлениями ее любви и жалости к людям. Рабы, заключенные, пленники — все несчастные и угнетенные имели в ней свою защитницу и заступницу. Даже на суровых язычников она имела такое влияние, что они не могли устоять перед ее просьбами.
Агиограф святой говорит, что она любила путешествовать и часто совершала паломничества. Ходила она часто в Сен-Дени (так стала именоваться деревушка Катэй, после того как была воздвигнута над мощами св. Дионисия Ареопагита базилика) к мощам св. Дионисия; в город Тур, куда привлекал ее величайший чудотворец Запада и апостол Галлии IV века епископ этого города св. Мартин; и в Орлеан, где покоился св. Агн. Эти паломничества также сопровождались многочисленными чудесами.
По преданию, записанному агиографом, св. Геновефа прославилась в народе многими подвигами и чудесами, по ее молитве утихали бури и изгонялись бесы. Как свеча, возжигавшаяся во время молитвы в ее руке, горело ее сердце перед Богом.
В это время на Востоке, в пустыне, недалеко от Антиохии, жил великий подвижник Симеон Столпник. Патриархи испрашивали его совета в борьбе с ересями, к нему стекалось множество народа, тем более что путь с востока на запад проходил недалеко от столпа, на котором он стоял. Наставляя посещавших его, св. Симеон узнавал от них и о жизни Церкви Христовой. И каждый раз, когда, проходя этим путем, купцы из Парижа посещали его, он расспрашивал их о св. Геновефе, передавал ей свое приветствие и просил ее молиться о нем.
Сын короля Хильдрига Хлодвиг был завоевателем и дипломатом. Постепенно вытесняя римлян и собиравшиеся занять их место варварские племена, он стал господином всей Галлии, и хотя был язычником, но щадил и уважал епископов, так как влияние их в занятой им стране было чрезвычайно значительным. Осада Парижа в 486-487 годах является одним из этапов в борьбе, которую вел Хлодвиг с целью изгнания римлян из Галлии. Вот что рассказывает нам об этой осаде агиограф святой Геновефы: «Во время пятилетней осады франками Парижа множество жителей умирало от страшного голода. Тогда св. Геновефа решила образовать караван судов и направиться водным путем за провиантом в город Арсис на реке Оуб. Лишь только она прибыла в этот город, трибун Пасцивиус попросил ее навестить его жену, которая уже четыре года была неподвижна и расслаблена. Св. Геновефа осенила ее крестным знамением и приказала встать. И тотчас же жена Пасцивиуса исцелилась и встала со своего ложа».
Св. Геновефа поручила своим спутникам сбор хлеба, а сама направилась в г. Труа, где множество народа вышло ей навстречу. Вняв мольбам жителей, она и здесь многих чудесно исцелила. Именно в этом городе св. Геновефа, призвав Святую Троицу, вернула зрение человеку, а также исцелила слепорожденную девочку. Будучи свидетелем этих чудес, один иподиакон, сын которого уже 10 месяцев страдал от сильной горячки, привел его к святой. Она взяла воду и, благословив ее, дала выпить больному, который тут же избавился от своего недуга. Убогие, которые с верой отрывали лоскуты ее одежды, бесноватые, молившие ее об исцелении, — все они получили здесь облегчение в своих страданиях.
Затем св. Геновефа вернулась в Арсис. В течение тех нескольких дней, которые она там провела, исцеленная ею жена трибуна не отходила от нее и провожала на корабль. На обратном пути св. Геновефу и ее спутников ожидала новая опасность: ветер погнал суда на деревья и подводные камни. Они уже лежали на боку и, наполняясь водой, неизбежно должны были пойти ко дну. Видя эту беду, св. Геновефа, воздев руки, призвала Спасителя. Господь услышал ее молитву, и все наполненные хлебом одиннадцать кораблей остались целы. Когда перепуганный насмерть пресвитер Бессус, бывший также участником этого путешествия, увидел, что всякая опасность миновала, он не мог сдержать своей радости и воспел: «Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся». Остальные присоединились к нему и громко воспели хвалу Богу.
Святая благополучно вернулась в Париж и приступила вместе с бывшими под ее духовным руководством девами к раздаче провианта. Всех оделяла она как могла, но больше всего заботилась о бедняках, особенно пострадавших от голода. Ее «послушницы», приходя рано утром в пекарню, не раз недосчитывались хлебов (они сами и пекли их), но встречавшиеся им на улицах бедняки, которые, благословляя св. Геновефу, несли домой еще дымящийся хлеб, служили объяснением этих загадочных недостач.
Хлодвиг взял Париж. К св. Геновефе он относился с еще большим, чем его отец, уважением и любовью, и не мог ни в чем ей отказать: осужденные на смертную казнь в самый последний момент освобождались королем по ходатайству святой покровительницы взятого им города, которому надлежало в скором времени стать столицей христианской Франции. В это время большая часть Галлии была охвачена ересью Ария. Только провинции, занятые франками, оставались еще незараженными, и галльские епископы, во главе со св. Ремигием, епископом Реймсским, молили, вместе со св. Геновефой, Бога об обращении короля франков, язычника Хлодвига, в христианство, надеясь найти в нем защитника и поборника истинной веры. Их сердца исполнились радостью, когда он в 493 году женился на дочери бургундского короля, Клотильде, которая была не только пламенной христианкой, но единственной в своей арианской семье поборницей Православия.
Молодая королева Клотильда, окруженная при дворе Хлодвига язычниками, была, по словам летописца, «как овца среди волков», но она нашла поддержку, руководство и утешение в св. Геновефе. С этого времени и возникла между ними духовная дружба, которая не могла не сказаться на судьбах Франции. Хлодвиг разрешил Клотильде крестить своих сыновей; смерть первого из них поколебала его решение перейти в веру своей жены, но после исцеления второго сына — Хлодомера и блестящей победы над арианами, одержанной после молитвенного обращения к Богу Клотильды, он окончательно утвердился в этом решении. В 498 году над королем Хлодвигом и его верной дружиной было совершено св. Ремигием в Реймсском соборе таинство крещения.
По совету св. Ремигия Хлодвиг с целью искоренения арианства собрал в 501 году собор епископов в Лионе. Желая воздать благодарение Богу за чудесное исцеление, происшедшее с ним после этого собора, он решил изгнать из Галлии ариан-вестготов, которые во главе с королем Аларихом занимали провинции Аквитанию и Пуату. Св. Геновефа просила Хлодвига воздвигнуть на холме Левкотитиуса храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, так как хотела поставить столицу Франции под их защиту. Вот что рассказывает по этому поводу летописец: «Хлодвиг, гуляя незадолго до своего похода на Алариха с Клотильдой на холме, чтобы обозначить пространство, которое должен был занимать будущий величественный храм, далеко бросил свою палицу и воскликнул: «Пусть воздвигнется храм свв. Петру и Павлу, если я живым и здоровым вернусь из похода на ариан», — такая вера горела в сердце этого неофита. Но он не ограничился обещанием воздвигнуть храм после своего опасного похода и в этом же году положил ему основание. Победа над Аларихом была полной, и Франция полностью была очищена от ариан».
Влияние и духовный авторитет св. Геновефы были настолько сильны, что дочь и сестра Хлодвига принесли обеты безбрачия и, по примеру св. Геновефы и под ее руководством, стали посвященными Богу девами. Находясь в постоянном общении, св. Ремигий, св. Геновефа и королева Клотильда были советниками короля в делах устроения христианского государства и Церкви. В 511 году им был созван еще один поместный собор в Орлеане, каноны которого утвердили право убежища в Церкви и крестные ходы. Но в этом же году король Хлодвиг умер и был погребен в недостроенном еще храме свв. Петра и Павла.
Всего лишь на несколько недель пережила его св. Геновефа: она почила 3 января 512 года 89 лет от роду и была погребена в древней крипте, находившейся под главным престолом храма свв. апостолов (в других источниках утверждается, что св. Геновефа умерла раньше Хлодвига, около 500 года).
Королева Клотильда закончила начатую ее супругом величественную постройку, где и была также погребена. Но народное благочестие вскоре переименовало храм свв. Петра и Павла в базилику св. Геновефы — ее святые мощи покоились в ней, — а возвышенность, на которой стояла она, и по сей день называется «Гора св. Геновефы». «Вход в базилику был увенчан тройным портиком с изображением патриархов, пророков, мучеников и исповедников, о которых мы знаем как из Священного Писания и Предания, так и из жития святых», — пишет агиограф св. Геновефы.
Почитание преподобной Геновефы началось сразу же после ее кончины. Известный летописец VI века св. Григорий Турский в 562 году, то есть через пятьдесят лет после кончины св. Геновефы, писал: «Св. Женевьева погребена в базилике свв. апостолов. При земной своей жизни была она исполнена духовной силы… и испрошенное у ее гробницы не остается без милосердного ответа; болящие горячкой по ее молитвам получают исцеление».
При папе св. Григории Великом существовала уже особая служба св. Геновефе, совершавшаяся со второй половины VI века 3 января, о чем свидетельствуют древние служебники с чином Галликанской литургии. Службы эти, с чтением паремий и отрывков из святоотеческих творений, с пением антифонов, гимнов (род стихир) и своеобразных акафистов, отличались большой литургической полнотой и красотой [прим.: в сокращенном виде эти службы в дни памяти св. Женевьевы совершаются во Франции и сейчас]. Имеются также написанные по-латыни стихами и прозой поэмы и священные гимны IX, XIV и XV веков, восхваляющие св. Геновефу. Известный ученый XVII века иезуит Денис Пэтоу, в благодарность за полученное у мощей преподобной Геновефы исцеление, собрал эти гимны и в 1638 году издал их под общим заглавием: «Геновефа, покровительница Парижа, прославляемая латинской и греческой службами». Это указывает на то, что в XVII веке св. Геновефа прославлялась и Западной и Восточной церковью.
В 530 году было написано первое ее житие, составленное по всей вероятности современником, так как он пишет о нашествии Аттилы, осаде франками Парижа и о голоде, как общеизвестных для всех фактах. Многие события, рассказанные им в «Житии», например, встречи св. Геновефы со св. Германом, в точности совпадают с их описанием другим его современником, священником города Лиона Константиусом, написавшим житие духовного руководителя св. Геновефы, св. Германа, епископа Осерского. В святцах имя св. Геновефы появилось в VIII веке.
Вскоре после кончины преподобной Геновефы, в местах, где она часто бывала, — Моу, Арсисе, Сен-Дени, Реймсе, стали воздвигаться храмы, часовни и монастыри ее имени, возникали приходы, целые деревни и селения «св. Женевьевы». На ее родине, в Нантерре, над домом, где она родилась и провела детство, был воздвигнут храм; в нем находился колодец, с которым связано первое чудо св. Геновефы — исцеление матери благословленной ею водой. И сейчас еще среди развалин древнего храма находится этот колодец; можно также посетить древнюю подземную молельню. Луг, на котором, по преданию, пасла она овец, стал называться Парком св. Женевьевы, и на нем была построена часовня. Дом в Париже, в котором она жила, был преобразован в храм, известный под названием «св. Женевьева Малая», в отличие от базилики на горе, где почивали мощи преподобной. Этот храм на горе, построенный по просьбе св. Геновефы королем Хлодвигом в честь свв. первоверховных апостолов, стал называться «храмом свв. апостолов и св. Женевьевы», но уже к восьмому веку он окончательно переименовался в «храм св. Женевьевы», а возвышенность, на которой он стоял, до сих пор носит название «Горы св. Женевьевы». На этой горе, поближе к своей святой покровительнице, стали селиться горожане и сельские жители, и вскоре под сенью храма образовалось «предместье св. Женевьевы», ставшее потом известным под именем «Левого Берега», или «Латинского квартала» в Париже.
Народное почитание преподобной Геновефы все росло, и как в окрестностях Парижа, так и в далеких провинциях воздвигались храмы и строились обители в честь преподобной, «не оставлявшей сродники своя»; и за пределами Франции, даже и в Новом Свете, возникали храмы в честь св. Женевьевы.
Мощи преподобной Геновефы до нашествия норманнов покоились в каменной гробнице в крипте базилики свв. апостолов; перед гробницей горела неугасимая лампада. Во время норманских набегов мощи преподобной уносились в местечко Дравей (в 845-850 гг.) и в Маризи (в 857 г.). При возвращении их в Париж по пути шествования совершалось множество чудесных исцелений, и на этих местах возникали новые часовни и места паломничества. Так возник приход «св. Женевьева лесов»; а в самом лесу, в естественном гроте (пещере) была устроена как бы часовенка со статуей св. Женевьевы.
Когда в 885 году норманны снова осадили Париж, мощи его святой покровительницы были перенесены за крепостные стены в Ситэ; народ носил их к тем местам крепости, которые подвергались наибольшему натиску врага, и каждый раз враг отступал. С 890 года, когда был заключен мир, рака со св. мощами оставалась на престоле в верхнем храме базилики, а крипта, где находилась почитаемая гробница преподобной, стала приходским храмом нового Латинского квартала. В 1161 и 1248 гг. мощи преподобной Геновефы открывались для всенародного поклонения.
Уже в VI веке, всего лишь через несколько десятилетий после смерти преподобной Геновефы, в стенах базилики собирались поместные соборы 573 и 577годов. Это говорит о том, каким почетом стал пользоваться храм, гдо почивали мощи святой. Поэтому понятно, что монастырь или «аббатство», образовавшееся вокруг базилики и занимавшее огромную площадь, имело чрезвычайно большое духовное и каноническое значение в эпоху средних веков. Вступая в управление своей епархии, епископ, а впоследствии архиепископ, Парижский, должен был «испросить на то благословения у св. Женевьевы». Для этого существовал особый чин. Аббатство св. Женевьевы сыграло и крупную просветительную роль. Вокруг монастырских стен возник ряд учебных заведений: Наваррский колледж, колледж Сорбонны и другие. Здесь образовался и Парижский университет.
Во время общественных бедствий, когда Франции грозила какая-нибудь опасность, был обычай обращаться за помощью к св. Геновефе. В таких случаях обычно торжественный крестный ход с ее мощами направлялся к кафедральному собору. Историки отмечают 75 таких торжественных процессий. В них принимали участие епископы, король и его двор, все монашеские ордена и парижские приходы, ректоры университета со своими профессорами. В двенадцатом веке в Париже появилась страшная заразная болезнь — «священный огонь» или «болезнь воспламененных». Это было какое-то внутреннее, не поддающееся никакому лечению, воспаление. Народ нес своих больных в кафедральный собор, ими был наполнен весь огромный храм. Едва рака с мощами св. Геновефы была внесена в собор, как многие больные исцелились. В память этого чуда храм «св. Женевьевы Малой» был переименован в храм «св. Женевьевы воспламененных».
Неисчислимы чудеса, совершавшиеся у мощей преподобной Геновефы. Среди исцеленных ею был и известный ученый-гуманист XV-XVI вв. Эразм Роттердамский, который после своего исцеления св. Женевьевой воздал ей благодарение, написав латинскими стихами «Оду св. Женевьеве». В письме к некоему Николаю Вернеру он говорит о своем чудесном исцелении, описывая и самый крестный ход 12 января 1491 года, во время которого оно произошло.
Во время Французской революции мощи св. Геновефы сгорели. Но частицы, подаренные в свое время настоятелями аббатства различным приходам, сохранились. Они находятся в храме «св. Стефана на Горе». В 1803 году его настоятель извлек из-под развалин древней базилики гробницу, в которой покоилась в крипте св. Геновефа, и перенес ее в храм. И все, кто чтит православную галльскую святую, преподобную Геновефу, поднимаются на «ее гopy», чтобы поклониться ее мощам, поставить свечку к гробнице и помолиться.
В Русской Православной Церкви память о западной поместной святой, преподобной Геновефе, постепенно стерлась. Но те из русских, кто, живя во Франции, учились в университетском Латинском квартале Парижа, узнав, что покровительница Парижа и учащихся есть православная святая V века, первые положили, точнее «обновили», ее почитание. Они, по общему студенческому обычаю, стали ходить молиться (особенно перед экзаменами) к гробнице св. Женевьевы, «нашей св. Жинэт», как называли ее парижские студенты.
С 1928 года в Париже существовал французский православный приход св. Женевьевы, состоявший главным образом из русской молодежи, почитавшей преподобную. В древнем Латинском квартале на самой «Горе св. Женевьевы», был в 1935 году открыт храм в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радости». Здесь же находилось древнее аббатство св. Женевьевы, в двух шагах в католическом храме «св. Стефана на Горе» (Saint-Etienne-du-Mont) находятся каменная гробница преподобной Геновефы и частицы ее мощей. Храм, освященный в честь Божией Матери «Всех скорбящих Радости», стал в общежитии широко известен под именем храма св. Женевьевы.
В настоящее время клириками Корсунской епархии ежегодно, в день памяти святой, 3 января служится молебен у частицы мощей св. Геновефы, с разрешения руководства католического храма св. Стефана (Saint-Etienne-du-Mont).