АП_ПАВЕЛ

О поучениях апостола Павла…

Важность праздника Воздвижения Креста Господня Православная Церковь подчеркивает всем богослужебным кругом сопровождающих его дней. Особо выделяется воскресный день до этого праздника и воскресный день после самого праздника. И вот, в воскресный день по празднику Церковь предлагает нам вспомнить отрывок из послания апостола Павла жителям Римской провинции Галатии.

 Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.

 Гал., II, 16-20. 

В этом послании апостол заботливо рассуждает о том, как спасаются люди из обрезанных (т.е. из иудеев) и из необрезанных (т.е. язычников). Ветхозаветный, фарисейский закон четко говорил о том, что только обрезание может стать гарантией возможности богообщения, возможности спасения. Но Христос, умерев на Кресте, и Воскреснув, разрушил не только адовы оковы, но и многое из устроений ветхозаветного Закона.
Вспомним, дорогие Друзья, притчу о мытаре и фарисее. Фарисей в точности исполнял все предписания закона, и даже большее делал (вспомните, как он досконально перечислял свои заслуги перед законом). Вправе ли он был рассчитывать на награду? Конечно! С тем он и пришел в храм помолиться. Однако его погубило осуждение ближнего и собственное самолюбование… Мы видим, что точное исполнение закона не спасает человека от погибели.
Чуть дальше, в третьей главе этого же послания апостол Павел называет закон лишь «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Все предписания ветхозаветного закона были направлены на подготовку человека ко встрече с Богом. А теперь Господь пришел Сам, мы видим Его, говорим с Ним. Тот, Кто установил закон, показал нам то, что выше закона – Любовь. Так какой же смысл в законе? Отказываясь исполнять закон, становимся ли мы грешниками? А стал ли грешником Господь, разрушая его? Апостол Павел намеренно возводит это рассуждение до абсурда, чтобы показать читателям абсурд самого предположения о зависимости Господа от закона.
«…Если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником…» — этими словами апостол Павел говорит о том, что, если я вновь воздвигаю между Господом и собой стену закона – я преступник перед Богом. Господь разрушил, а я строю?
Если рассуждать в масштабе истории всего человечества, Господу надлежало прийти, чтобы разрушить зависимость человека от греха, от смерти и от закона. Так и произошло: Господь пришел, воплотился, умер и воскрес. Какая теперь может быть зависимость от закона?
Если я пройду весь этот путь со Христом (путь страданий, смерти и воскресения), но все равно буду оглядываться на закон, значит, я сам его буду ставить между собою и Господом.
«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос…» — говорит апостол Павел, рассуждая о жизненном пути.
Возникает вопрос, дорогие Друзья: приведут ли все эти рассуждения о независимости от закона к тому, что не нужно исполнять и заповеди Ветхого и Нового Заветов? Нет, совершенно не приведут! Исполняя Заповеди Ветхого и Нового Заветов, мы не попадаем в зависимость от закона, и проявляем свою Любовь. «Люби Бога и ближнего» (ср: Мк 12: 30-31) — вот два главнейших завета Господа к нам.
Исполняя заповеди, проявим свою Любовь к Богу и ближним!
А взирая на Крест Господень, не забудем же, какою ценой мы были выкуплены!