Ачаирский женский монастырь Честного Креста Господня вырос на берегу Иртыша как символ Той Голгофы, на которую взошла Россия в годы безбожного лихолетья. Кровь мучеников – семя Церкви. И в землю Омского Прииртышья эти семена были обильно посеяны. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – Великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? «…возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред… правителей за имя Мое…» (Лк. 21, 12).
Это Божие определение Церкви открылось со всей очевидностью еще в апостольские времена. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо без России Вселенская Церковь не могла достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение богоборчества, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников.
На том месте, где ныне стоит Ачаирский женский монастырь, была колония № 8, входившая в систему ГУЛАГа. Многие безвестные страдальцы нашли в этой земле место своего последнего пристанища и упокоения. Молитвы о них, как искупительное служение, стали основой монашеского делания сестёр обители. Крест, как символ примирения Неба и земли, стал знамением, давшим монастырю имя Крестовый…
Ачаирский женский монастырь расположен в удивительно живописном и благодатном месте. Возвышающийся берег Иртыша, зеленое кружево березовых перелесков, упоительный аромат медоносных лугов — здесь отдыхает утомленный человеческий взор, непривычный к тишине слух внимает лишь птичьим голосам да легкому дыханию ветра…
Все это невольно влечет к себе путника, едет ли он по шоссе или совершает свое путешествие по Иртышу.
Святые врата и надвратная колокольня обители выходят на Черлакский тракт, здесь же находится и надвратный храм Анастасии Узорешительницы. Золотыми главками приветливо сияет пятикупольная церковь во имя Димитрия Солунского. Это привратный храм монастыря, где совершаются уставные службы.
Успенский собор — главный и самый большой храм Ачаирского монастыря, средоточие его литургической и духовной жизни архитектурная доминанта всего монастырского комплекса. Девять золотых куполов собора вместе с куполом колокольни увенчанные крестами и видимые далеко окрест словно парят над землей . А сам храм, несмотря на свою монументальность и внушительную осанку, создает впечатление чудесным образом замершего невесомого движения к распростершемуся над ним небу…
Здесь же, в крипте Успенского собора, находится главная святыня монастыря — Сибирская Голгофа. Это придел новомучеников и исповедников Российских, посвященный памяти всех почивших наших соотечественников и сугубо тех, кто стяжал венец славы верностью, даже и до смерти, истинам веры и Церкви Православной.
Одно из сокровищ этого благословенного уголка — источник с целебной минеральной водой (+37 градусов), который 14 сентября 1993 года освятил Святейший Патриарх Алексей II. Ныне на этом месте возведен храм Иоанна Крестителя–на-водах.
Недалеко от источника под сенью берез ждет паломника и еще один замечательный храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии — настоящая жемчужина деревянного храмового зодчества. Теплом веет здесь и от деревянных стен, и от узорчатого резного иконостаса, и от ликов святых… Нижний придел храма освящен во имя прославленного святителя Сильвестра — первого новомученика омского.
А еще в монастыре, как и положено, есть гостиница, сестринские корпуса с кельями насельниц, хозяйственный двор и, конечно же, трапезная, которой не миновать ни одному паломнику. Разделить после службы трапезу со всеми предстоявшими и молившимися на службе да и просто со всяким человеком, кого на ту пору Бог послал в святую обитель, — старинный и священный закон странноприимства, неукоснительно соблюдаемый и исполняемый насельницами от всей души и от чистого смиренного сердца.
Все устроение монастыря органично вписано в окружающий природный ландшафт, являет собой пример гармоничного единения природы и человека, как и должно быть по замыслу Божию в сотворенном Им мире, как и было на земле когда-то давным-давно…