Ачаирская икона Божией Матери была написана по благословению митрополита Омского и Тарского Феодосия в 2002 году омским иконописцем Геннадием Адаевым. В основе иконографии – Ахтырская икона Божией Матери, которой благословил Ачаирский женский монастырь Четного Креста Господня Святейший Патриарх Алексий II. Иконографическая особенность Ачаирской иконы, отличающая ее от Ахтырской – на полях расположены ростовые изображения омских новомучеников – Сильвестра, Иоанна, Михаила и Александра, внизу – панорама храмов Омского Ачаирского женского монастыря в честь Честного Креста Господня. Иконография Ахтырской иконы восходит к образцам итало-греческого искусства: Божия Матерь изображена со сложенными в молении руками, слева от Нее – распятый на Голгофском кресте Иисус Христос.
Чудотворная Ахтырская икона Божией Матери, послужившая протографом для Ачаирской иконы, явилась 2 июля 1739 году в городе Ахтырка Харьковской губернии (ныне Сумская область, Украина). Образ, от которого исходило сияние, был обретен священником Покровского храма Василием Даниловым в траве во время сенокоса. Икону перенесли в его дом, где совершились первые чудеса исцеления от лихорадки; через 3 года Ахтырская икона была поставлена в Покровском храме. Распространению известия о чудесах от иконы при Высочайшем Дворе послужило явление Божией Матери в тонком сне больной баронессе фон Вейдель, посетившей Ахтырку в 1748 году: ей был указан день кончины и было обещано покровительство ее малолетним дочерям. Почитание иконы как чудотворной установлено в 1751 году. В 1768 году на пожертвование императрицы Елизаветы Петровны на месте явления иконы был построен каменный Покровский собор, в котором икона находилась вплоть до ее похищения в 1903 году во время отправления на реставрацию в Санкт-Петербург.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, 15 августа (2 августа по старому стилю) установлен день празднования в честь Ачаирской иконы Божией Матери. (Авторы статьи раздела: Жанна Григорьевна Белик,кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи; Ольга Евгеньевна Савченко,научный сотрудник музея имени Андрея Рублева).
История Ахтырской-Ачаирской иконы Богоматери
В России имеется огромное количество богородичных икон, сохранившихся от прежних времен и созданных современными мастерами. До революции по монастырям, храмам и часовням насчитывалось свыше тысячи только чудотворных икон Богоматери.
Иконография Богоматери необычайно обширна и просто трудно обозрима. Огромное разнообразие богородичных образов составляют многочисленные типы икон Богоматери с Младенцем, иконы, написанные на евангельские и апокрифические сюжеты, называемые Праздниками, а также на тексты акафистов и молитв.
В творчестве великих русских иконописцев Богоматерь была прославлена как посредница между Богом и людьми, их заступница. В самих названиях икон раскрываются бесчисленные благодеяния Пречистой Божией Матери, направленные простым людям – «Спорушница грешных», «Подательница ума», «Нечаянная Радость», «Избавление от бед страждущих», «Целительница» и многие-многие другие.
В России верят в особое покровительство и заступничество Пресвятой Девы. В религиозном сознании Богоматерь предстает не только идеальным образцом добродетели, с ее именем связаны идеи нерушимости, непобедимости русского государства. Неслучайно с давних пор Россия отождествляется с «уделом, царством Богоматери».
С давних пор известен мистический крест из чудотворных икон: «Тихвинская – Иверская» охраняют северные и южные пределы и составляют вертикаль креста, «Смоленская – Казанская» — западные и восточные земли, составляют горизонтальную ветвь Небесного Креста, а в средокрестии располагается главный символ нашего государства – икона Божией Матери «Владимирская».
Так и Омскую землю освящают чудотворные лики Пречистой Божией Матери. К началу ХХI века в Омске самыми чудесными путями появились две иконы Богоматери «Ахтырской», получившие (ввиду включения их в различные церковные обряды) почитание, а также, благодаря цветным фотокопиям, широкое распространение и известность в среде горожан и приезжих паломников. С их пребыванием в Омске связаны достопримечательные истории.
Известно, что в 1993 году город Омск освятил своим пребыванием Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который привез с собой старинную икону Ахтырской Богоматери и благословил ею Митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюк) и паству нашего богоспасаемого города.
В свой приезд Его Святейшество посетил Ачаирский монастырь, где к тому времени имелся лишь недостроенный храм великомученика Димитрия Солунского и огромный котлован под будущий Успенский собор. На паперти вновь возводящейся надвратной церкви монастыря, поставленного Митрополитом Феодосием на месте бывшей сталинской колонии, Святейший Патриарх Алексий II совершил заупокойную литию по погибших на этом скорбном месте.
Старинная икона Ахтырской Богоматери, преподнесенная Святейшим Патриархом Митрополиту Феодосию, явилась ярким свидетельством признания ревностных трудов Владыки на благо Русской Церкви.
Вторая икона Ахтырской Богоматери была преподнесена Митрополиту Феодосию 7-го января 2002 года в день его славного 75-летнего юбилея губернатором области Л. К. Полежаевым.
Эта икона была написана лучшим иконописцем Омской епархии Геннадием Адаевым. В ней удивительным образом воплотились мысли самого Владыки, мечтавшего иметь икону Богоматери, которая явилась бы покровительницей и главным духовным символом новой святыни – Ачаирского женского монастыря.
Для омского края Ачаирский женский монастырь Честного Креста Господня является духовной жемчужиной Сибири. Свою историю монастырь начинал с Богородице-Михаило-Архангельской женской общины, которая появилась в конце 1890-х годов. 23 мая 1903 года была освящена построенная в общине каменная церковь в честь Михаила Архангела. Место под строительство нового храма в общине освятил Иоанн Кронштадтский.
В 1913 году новый монастырь благословил архиепископ Андроник, но увы, новой обители выпало существовать недолго.
В конце 20-х годов прошлого века в Омске все монастыри и большая часть храмов были закрыты, поруганы и разграблены большевиками. Разрушен один из самых больших храмов в России — Успенский собор в Омске. Священников подвергли гонениям и истязания. Подобная участь постигла и Ачаирский монастырь, закрытого в начале 30-х годов: в его стенах разместили ГУЛАГ под № 8. Здесь люди погибали от невыносимых условий жизни. Неотапливаемые бараки в одну доску, насквозь пронизываемые ледяным ветром, снегом и дождём, легкая одежда, 40-градусный мороз… Кормили заключённых бурдой из овсюга, вызывавшей желудочно-кишечные кровотечения. За территорией монастыря сохранились рвы, в которые сбрасывались тела умерших…
В 1992 году было принято решение устроить на этой многострадальной земле Святую обитель, которая как водится на Руси, явилась бы самым лучшим памятником жертвам репрессий.
26 октября 1992 г. был установлен закладной крест, и владыка Феодосий совершил панихиду по убиенным и замученным. В сентябре 1993 г. строительство монастыря освятил патриарх Алексий II, посетивший строящийся монастырь.
Созданный иконописцем Г. Адаевым образ Богоматери «Ачаирской» наиболее полно раскрывает духовную программу монастыря как «Крестового», подчеркивает «страстной» характер выбранного для этого места, а также заключает в себе память о Крестных муках Спасителя, воспоминания о Кресте Господнем.
Своей необычной иконографией и самим названием явленные иконы, несомненно, вызывают повышенный интерес у омичей.
Согласно церковному преданию икона Божией Матери «Ахтырская» была обретена 2 июля 1739 года священником Покровской церкви Василием Даниловым в городке Ахтырка Харьковской губернии. Священник косил траву на своём огороде и вдруг увидел блистающую необыкновенным светом икону, на которой была изображена Божия Матерь, молящаяся перед Распятием. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице, а затем внёс икону в свой дом.
В течение трёх лет икона находилась в доме священника. Однажды в тонком сне он увидел Божию Матерь, повелевшую обретенную им икону очистить от пыли и омыть чистой водой. Священник поспешил отереть пыль с иконы и омыть её. Эту воду он собрал в сосуд с намерением поутру вылить в реку. Ночью во сне он увидел, что идёт к реке и несёт сосуд с водой, которой омыл икону, но на пути ему явилась Пресвятая Богородица и сказала: «Возвратись домой и храни эту воду, она будет исцелять всех страждущих лихорадкою».
У иерея Василия была дочь, давно страдавшая лихорадкой. Проснувшись, он дал ей попить этой воды, и дочь его выздоровела в то же мгновение. После этого все страдавшие лихорадкою стали приходить в дом священника и, как только пили воду от иконы, немедленно выздоравливали. По благословению молдавского митрополита Антония (Черновского) было проведено тщательное расследование чудесных исцелений. После получения письменных подтверждений очевидцев было составлено соответствующее донесение в Синод. Тщательно изучив материалы о чудесах, истекаемых от Ахтырской иконы, Святейший Синод в 1751 году постановил почитать новоявленную Ахтырскую икону Божией Матери чудотворной.
Также имеются исторические сведения, согласно которым известность Ахтырской иконы связана с именем Петра I. Известно, что во время военной кампании 1709 года в Ахтырке располагалась ставка главнокомандующего русскими войсками А.Д. Меншикова. В Ахтырку отправлял письма Меншикову, а затем и сам туда приехал Петр Великий. Считается, что перед Полтавской баталией Петр молился перед образом Ахтырской Богоматери и держал икону в своем войске.
В царствование Елизаветы Петровны в Ахтырке по проекту архитектора В.В. Растрелли была построена новая Покровская церковь, в которой в последующие времена и пребывала икона Ахтырской Богоматери.
Общероссийское прославление иконы, ознаменованное яркими чудесами, произошло позже, в царствование Екатерины II. Благодаря этому, многочисленные списки с чудотворного образа широко распространялись по церквам Российской империи.
История иконы Ахтырской Богоматери связана не только с Домом Романовых, сохранились материалы об особом почитании Ахтырского образа в дворянских родах князей Мещерских и князей Трубецких.
Особенно прославилась икона Ахтырской Богоматери, принадлежащая князьям Трубецким. Она хранилась в церкви их подмосковного имения в селе Дудкино, что расположено недалеко от Москвы. В начале XIX века дворянская усадьба и церковь в Дудкино, переименованное в Ахтырку, перестраиваются, приобретя черты величественного стиля «ампир».
Расположенные в живописной местности подмосковная усадьба и церковь с чудотворной иконой Ахтырской Божией Матери были навсегда увековечены в замечательных воспоминаниях крупнейшего религиозного философа серебряного века Е. Н. Трубецкого. В имении Трубецких с большим вдохновением работали русские художники братья В. М. и А. М. Васнецовы, М. В. Нестеров, воспевшие в своих живописных творениях виды Ахтырки с усадьбой и церковью.
Прошли годы и десятилетия, судьба распорядилась так, что ни одна из старинных чудотворных икон Ахтырской Богоматери – ни «украинская», ни принадлежащая князьям Трубецким – не сохранилась. Краеведы подмосковной Ахтырки еще в 1970-е годы установили, что чудотворная икона с Украины оказалась в Америке, в Сан-Франциско; чтимый образ князей Трубецких затерялся в вихрях истории.
Поэтому икона, преподнесенная Патриархом Алексием II Митрополиту Феодосию, является не только самым дорогим подарком для Владыки, но представляет большой исторический интерес, так как дает возможность наглядно представить, как выглядели знаменитые чудотворные иконы.
На иконе омского иконописца представлена Богоматерь, облаченная с головой в синий мафорий, цвет которого еще более подчеркивает Ее чистоту и девство. Лик Богоматери, как на древних греческих иконах, наполнен необыкновенной скорбью. Обращает внимание и положение рук Богоматери: правая находится у груди, левая – у подбородка.
При создании «омского» варианта Ахтырской Богоматери Геннадий Адаев разнообразил композицию введением в живописную ткань образа изображения архитектурного ансамбля Ачаирского монастыря, а также размещением на полях иконы фигур святых, покровителей Сибири, Омска, Владыки Феодосия – Иоанна митрополита Тобольского, Феодосия Черниговского, Сильвестра Омского, омских новомучеников Иоанна, Михаила, Николая.
02 декабря 2010 года в Храме Христа Спасителя икона Божьей Матери Ачаирской была вручена Митрополитом Омским и Тарским Феодосием Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу. Этот день мог стать днем общецерковного празднования иконы, однако дата празднования в честь Ачаирской иконы Богоматери установлена 2/15 августа.